Арктика за неделю: стратегическая ставка на Заполярье и миграция в Мурманск

Автор фото: Ермохин Сергей

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим «Деловой Петербург» и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Арктика в центре внимания

Президент России Владимир Путин утвердил новую Морскую доктрину — один из ключевых документов в области национальной безопасности и развития, заменивший собой ранее действующую доктрину от 2015 года. Вновь принятый документ отличается от предшественника выраженным наступательным настроем, большей чёткостью формулировок, ясностью целей и определённостью задач.
Значительный акцент в новой доктрине сделан на заполярной проблематике. Документ постулирует: Арктическая зона России должна развиваться как стратегическая ресурсная база страны, а Северному морскому пути надлежит стать круглогодичной магистралью, конкурентоспособной на мировом рынке.
Авторы доктрины исходят из того понимания, что удержание Россией лидерства в Арктике будет непростым. Документ констатирует, что конкурентность в высоких широтах растёт, а с нею растёт и конфликтный потенциал макрорегиона. Иностранная военная инфраструктура приближается к Заполярью, всё громче звучат голоса, призывающие к интернационализации Арктики и её богатств. Всё это требует соразмерной реакции со стороны России. Необходимо не только крепить оборону, но и работать над расширением границ российского шельфа в Арктике, наращиванием усилий по созданию мощной и диверсифицированной заполярной экономики, развитием Севморпути. А вот каким оно будет, определит план развития Северного морского пути до 2035 года, одобренный на неделе федеральным правительством. Это — конкретный документ, фиксирующий основные мероприятия, которые будут осуществляться на СМП с государственным участием, устанавливающий их временные рамки и параметры расходов. В общей сложности государство намерено потратить на мероприятия плана порядка 1,8 трлн рублей.

Ключевые точки

Прежде всего, государство окажет содействие ключевым заполярным добычным проектам, которые будут использовать СМП для вывоза ресурсов. Так, бюджет профинансирует строительство СПГ-терминала «Утренний» в интересах проекта «Арктик СПГ-2», терминала «Бухта Север» для перевалки нефти с месторождений «Восток Ойл» и терминала «Енисей» для арктического угольного кластера, который будет запущен на полуострове Таймыр. Бюджет выделит средства на создание инфраструктуры для разработки Баимского месторождения компанией KAZ Minerals и перегрузочных терминалов СПГ для Новатэка. Кроме того, продолжится модернизация заполярных портов, расширение их перевалочных возможностей.
План предусматривает дальнейшее увеличение ледокольного флота — принято решение о постройке ещё двух атомных ледоколов проекта 22220. Это хорошая новость для Петербурга: заказ на них, вероятнее всего, будет размещён на Балтзаводе, уже сдавшем два таких атомохода — «Арктику», головное судно проекта, и первый серийный ледокол «Сибирь» — и достраивающем ещё три («Урал», «Якутию» и «Чукотку»). Помимо этого, Росатому и ряду министерств поручено продумать вопрос сооружения первого и второго серийных ледоколов проекта 10510 («Лидер»).
Отметим одну немаловажную (и притом достаточно противоречивую) деталь — документ значительно повышает планку по грузоперевозкам на СМП. В правительстве прогнозируют: к 2024 году по магистрали будет ежегодно перевозиться 90 млн тонн грузов, что на целых 10 млн тонн превосходит целевое значение, заданное майским указом президента от 2018 года. В свою очередь, к 2030 году этот объём составит 216,45 млн тонн — на 66,45 млн тонн больше, чем это определено целевыми показателями стратегической инициативы «Круглогодичный Севморпуть». В обоснованности этих цифр есть некоторые сомнения: даже выход на упомянутую — более скромную, чем заявлено в плане, — цель в 80 млн тонн к 2024 году оценивался рядом экспертов с долей скепсиса. Откуда же взять заявленные дополнительные миллионы тонн грузов в условиях растущей геополитической нестабильности, ставящей будущий экспорт основных арктических товаров на Запад под большой вопрос?

Спецы для лесхоза

Архангельская область намерена создать образовательно-производственный кластер по подготовке кадров для лесной отрасли. Кластер, получивший название «ПрофиПром», появится на базе Новодвинского индустриального техникума и ещё 12 учреждений средней профессиональной подготовки.
Деньги на проект — 100 миллионов рублей — были получены регионом за победу в конкурсе «Профессионалитет», организованном Минпросвещения РФ. Дополнительные средства предоставят региональные власти и партнёры проекта из числа профильных коммерческих предприятий.
Задачи перед кластером стоят амбициозные — давать отрасли кадры, максимально подготовленные к работе в лесопромышленном комплексе заполярной области. Если всё получится, мы вполне сможем увидеть повторение архангельского опыта в других регионах нашей Арктики и не только.

Петербуржцы осваивают Кольское Заполярье

С момента запуска программы «Дальневосточный гектар» в Арктике миновал год. Андрей Чибис, губернатор Мурманской области, которая пользуется наибольшей популярностью среди желающих обзавестись гектаром в Заполярье, поделился данными о промежуточных результатах данной инициативы.
Итак, за это время в адрес областных властей поступило 4,5 тыс. заявлений, 400 из которых пришли из других регионов страны. На данный момент заявителям выдано 2 тыс. земельных участков, ещё 600 заявок находятся на стадии заключения договоров.
Большинство заявок, направленных из-за пределов региона, приходится на жителей обеих столиц, а также Московской и Ленинградской областей. Петербуржцы и москвичи столбят арктические гектары под индивидуальное жилищное строительство, садоводство, отельный бизнес, стартапы. О том, многие ли петербуржцы воспользовались предложением продать квартиры в Северной столице с тем, чтобы на вырученные деньги запустить проекты в Арктике, губернатор тактично умолчал.

Метанол из НАО

Компания «РусХим» продолжает лоббировать свой большой арктический проект в Ненецком автономном округе. Речь идёт о создании вертикально-интегрированного газохимического комплекса по производству метанола, идея которого сейчас активно обсуждается бизнесом и властями.
Новый заполярный проект предполагает освоение Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений, создание на их ресурсной базе метанолового завода и строительство портового терминала с выходом на Севморпуть. Закладываемый объём добычи составляет порядка четырёх миллиардов кубометров газа в год, плановая мощность завода — 3,4 млн тонн в год. С помощью этого проекта «РусХим» рассчитывает занять нишу на высокомаржинальном мировом рынке «экологичных» топлив.
Ранее компания озвучивала подобные планы в отношении Ленобласти. Изначально строительство метанолового комплекса «РусХима» намечалось в промзоне «Алексеевская» Кингисеппского района, но в конце 2020 года проект «переехал» в Арктику. Очевидно, на это решение повлияли перспективы получения компанией арктических льгот и привлечения инвестиций на волне всеобщего внимания к Заполярью.

Арктические землетрясения: регистрация неизбежна

На Новой Земле появилась первая стационарная сейсмическая станция. Оборудование было установлено специалистами Уральского отделения РАН на острове Южном этого арктического архипелага близ аэрологической станции «Малые Кармакулы», которую эксплуатируют метеорологи.
Новоземельская станция значительно расширила возможности Архангельской сейсмической сети, заявляют учёные. Ранее существовавших сейсмостанций было недостаточно для официальной регистрации ряда землетрясений — время от времени их фиксировали в акватории Северного Ледовитого океана, однако не могли с точностью локализовать. Из-за этого значительное число сейсмических явлений выпадало из поля зрения исследователей. Теперь же благодаря новой станции эта проблема будет преодолена.
Установка станции имеет не только чисто научное значение (хотя и это очень важно). Так, в перспективе она поможет обеспечить безопасность работ на шельфе, связанных с извлечением и транспортировкой полезных ископаемых, позволит выбрать наименее сейсмоопасные участки для прокладки подводных трубопроводов и строительства соответствующей инфраструктуры.

Поделиться: