Авиадебошира скрутит экипаж

Авиадебошира скрутит экипаж

  © Наталья Селиверстова/РИА Новости

Экипажи самолетов получили право применять специальные средства сдерживания на борту. Соответствующий закон вступил в силу 5 июня. Перечень же спецсредств, который утвердил кабмин, станет актуальным лишь в сентябре.

Сдерживающий фактор

Воздушный кодекс пополнился нормой, определяющей права членов экипажа и сотрудников службы авиационной безопасности в случае противоправного поведения пассажиров в самолете. Командир воздушного судна теперь может приказать применить все необходимые меры, «в том числе меры принуждения» в отношении лиц, которые своими действиями создают угрозу жизни или здоровью других пассажиров и отказываются подчиняться распоряжениям командира. Пилот сможет отдать распоряжение членам экипажа и сотрудникам службы авиационной безопасности применить к таким дебоширам специальные средства сдерживания, которые теперь есть на борту.

Агрессивное поведение пассажира создает угрозу жизни или здоровью других лиц, а также безопасности полета в целом и требует принятия незамедлительных мер по его пресечению, отмечено в пояснительной записке к документу. Да и в обществе давно сформировался запрос на то, чтобы полеты в самолете были не только комфортными, но и безопасными, считает зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

«Потенциальные правонарушители будут знать, что к ним могут быть применены меры, которые их обезвредят, что уже является сдерживающим фактором», — сказал «Парламентской газете» депутат.

В 2017 году российские авиакомпании получили право составлять черные списки пассажиров и отказывать в предоставлении услуг тем, кто ранее допускал серьезные правонарушения на борту самолета.

Скуют и свяжут

Перечень спецсредств, которыми обеспечат бортпроводников, своим постановлением от 28 мая определил кабмин. К ним отнесли пластиковые наручники и нейлоновые ремни для использования в качестве средств связывания. Документ вступит в силу 1 сентября и будет действовать до 2028 года. А до осени, видимо, дебоширов придется, как и прежде, усмирять подручными средствами.

Члены экипажа должны сразу же сообщить командиру о действиях тех, кто создает угрозу безопасности полета либо жизни или здоровью людей на борту, сказано в документе — даже в случаях словесных угроз, брани или оскорблений, и тем более когда поведение становится угрожающим, наглым или оскорбительным в отношении пассажиров и членов экипажа. Что уж говорить о ситуациях, когда хулиган препятствует экипажу исполнять обязанности, включая отказ соблюдать требования безопасности.

При этом членам летного экипажа, то есть пилотам, штурманам, бортмеханикам запрещено покидать кабину, чтобы помочь скрутить дебошира — это задача исключительно бортпроводников и сотрудников авиационной безопасности. Размещать нарушителей на креслах, расположенных у прохода или выхода, также нельзя.

Пилот имеет право только отдавать распоряжение о пресечении нарушений и об использовании спецсредств. Снять наручники и ремни можно тоже только по указанию командира или при передаче нарушителя правоохранительным органам.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Неземное хамство

Каждую секунду в небе во всем мире находится 11—12 тысяч самолетов разного назначения. Потасовки на борту происходят регулярно. В 2019 году, по данным Минтранса, зафиксировали 10 036 случаев нарушений в небе, годом позднее произошло снижение почти на треть, однако в ведомстве указали на влияние пандемии коронавируса на статистику. Об этом замглавы Минтранса Дмитрий Зверев рассказал при рассмотрении Госдумой в прошлом году закона о присоединении России к протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов.

Протокол содержит положения, предоставляющие юридическую основу для борьбы с недисциплинированными пассажирами. Например, устанавливает юрисдикцию государства-эксплуатанта в отношении преступлений и актов, совершенных на борту, что позволяет авиаперевозчикам независимо от места регистрации самолета применять к пассажирам нормы национального законодательства.

В январе пассажир рейса Москва — Новокузнецк оскорблял бортпроводников и ударил одного из них по лицу из-за просьбы надеть защитную маску. В ноябре прошлого года в Шереметьево задержали прилетевшего из Стокгольма дебошира. Мужчина неадекватно себя вел во время руления: кричал, пытался сломать кресло и разбил внутреннее пластиковое стекло иллюминатора.

Один из самых громких случаев произошел на рейсе Москва — Анталья в 2017 году. Тогда перебравший пассажир развязал массовую драку, которая длилась около часа, пока соседям не удалось связать буяна подручными средствами.

Читайте также:

• Россиян хотят позвать на экскурсии в аэропорты и на заводы

Немало историй связано со звездными дебошами. В 2018 году жену футболиста Андрея Аршавина вместе с детьми и сопровождающей их няней сняли с рейса Москва — Алма-Ата. По версии авиакомпании, женщина требовала пересадить няню в бизнес-класс и называла себя майором ФСБ.

В том же году в скандал угодила певица Любовь Успенская, которой пришлось выйти из самолета до Омска, поскольку ее «ручная кладь», в качестве которой был заявлен йоркширский терьер, не соответствовала требованиям авиакомпании.

Актера Александра Панкратова-Черного в апреле 2019 года сняли с рейса Барнаул — Москва. Инцидент произошел из-за того, что артист, уже бывший навеселе, требовал у бортпроводников налить ему водки, а те отказались выполнить его просьбу.

Поделиться: