Впрочем, в советской истории были случаи организации кинопоказа без оглядки на позицию правообладателей.
Отечественный кинопрокат лихорадило всю весну, и с наступлением лета его состояние вряд ли поменяется в лучшую сторону. Сперва из России ушли студии–мейджоры, чья продукция составляла базу кинотеатрального репертуара и, следовательно, приносила основной доход прокатчикам. После чего владельцы кинотеатров обратились к правительству с просьбой поддержать отрасль, но в итоге получили отказ. За время ожидания ответа чиновников часть кинотеатров перешла на сокращённую рабочую неделю, а часть и вовсе закрылась.
Наиболее отчаянные прибегли к форме неофициальных показов кинокартин, которые должны были выйти в российский прокат. В этом случае компании, арендовавшие кинозалы, использовали нелегальные копии, простодушно переименовав «Бэтмена» в «Летучую мышь», а «Соника» — в «Синего ёжика». Таких сюжетов пока не так много, но, поскольку летних блокбастеров «Мир юрского периода», «Тор: любовь и гром» и др. на наших экранах не предвидится, их число может вырасти. Тем более что глава компании «Каропрокат» Алексей Рязанцев высказался по этому вопросу вполне определённо: «Я не говорю о прямом пиратстве и воровстве. Параллельный прокат фильмов мейджоров может продолжаться: условно говоря, мы открываем счёт в Сбербанке, Альфа–Банке или ВТБ, и деньги за прокат, которые положены (мейджорам), они здесь накапливаются. Если хотите, мы вам в рублях всё отдадим, потому что прокат существует легально, хоть без вашего согласия. Это прямой и самый простой способ избежать серых кинотеатров и пиратства. Параллельный импорт не запрещён, но он не может сейчас осуществляться в силу каких–то обстоятельств. Он действует, работает: за это отчисляются налоги, роялти за показ — всё это официально существует. Почему нет? Это поддержит сферу».
Трофейное, значит…
Схожие прецеденты уже возникали в нашей истории. После Великой Отечественной войны на протяжении нескольких лет в советских кинотеатрах крутили «трофейные» заграничные ленты — музыкальные фильмы, приключенческие картины «Индийская гробница», «Тарзан» и «Охотники за каучуком», байопики о великих деятелях искусства (Рембрандт, Моцарт, Шиллер) и т. п. Шли они, как правило, под другими — неоригинальными — названиями, без титров, на плёнке не лучшего качества, что не мешало собирать миллионы зрителей и внушительную кассу. Так, в 1947–м немецкая актриса Марика Рёкк триумфально протанцевала по советским экранам в «Девушке моей мечты» (в оригинале — «Женщина моих грёз»), собрав почти 16 млн зрителей, а в 1952 году четыре серии о Тарзане посмотрели свыше 100 млн человек.
Киновед Майя Туровская даёт следующее объяснение такому явлению: «Как ни странно, это можно считать относительной нормализацией массового спроса. Успех “Девушки моей мечты” свидетельствовал об острейшем дефиците нормального благополучия, европейского уровня жизни (пусть в стиле китч), наконец, эротической ценности женщины. Когда своей “массовой культуры” катастрофически не хватает, её занимают где угодно».
Откуда же взялись эти фильмы в послевоенном СССР? А взялись они из берлинского пригорода Бабельсберг, где помимо киностудий располагался ещё и киноархив. Исключительная находка не могла быть оставлена там, где была обнаружена, и тысячи единиц хранения отправили в Москву. Часть лент отобрали и выпустили в советский прокат на радость гражданам. Естественно, доход, полученный от продажи билетов, шёл исключительно в бюджет Советской страны.
Видеопрокат: начало
Ещё один известный культурно–исторический феномен начал формироваться в конце 1970–х и бурно развился в 1980–е. Имя ему — видеопрокат. В Штатах видеомагнитофоны стали продаваться в начале 1970–х, в СССР эта аппаратура появилась позже благодаря тем, кто имел возможность выезжать за границу. Поначалу устраивались коллективные домашние видеопросмотры, но спустя непродолжительное время такой формат времяпрепровождения стал приобретать стихийный и, что ещё важнее, неподконтрольный государству характер. Видеозаписи ввозили либо из–за границы, либо из приграничных районов.
К середине 1980–х отечественная промышленность наконец смогла произвести отечественный видеомагнитофон «Электроника» ВМ–12, который в открытой продаже приобрести было попросту невозможно. Но даже это не помешало распространению видеокультуры, которая нередко была весьма и весьма сомнительного качества, но зрители были рады смотреть всё, что им предлагали, — от низкобюджетных фильмов категории В (здесь лидировали боевики), классических кинокартин и до диснеевской анимации.
Попытка государства урегулировать самостоятельно организовавшуюся систему видеопросмотров выглядела следующим образом: в советских городах открывались официальные видеотеки, но количественно и содержательно они бесславно проигрывали видеозалам, существовавшим на полу– или вообще нелегальном положении.
«Параллельное кино»
Сама идея «параллельного проката» без получения прав на фильмы и качественно выполненных копий вызывает оторопь и множество вопросов, ответы на которые официальные лица вряд ли дадут. Последствия того решения, с помощью которого предлагают разобраться в задаче со множеством неизвестных, могут оказаться фатальными. Как ни называй юридически нелегальные показы (была, например, версия про арт–перформанс), они всё равно останутся таковыми, а следовательно, и копии будут получены идентичным способом — попросту говоря, взяты с пиратских сайтов. Смотреть на экране компьютера или в домашнем кинотеатре их ещё возможно, но для большого экрана они не предназначены. Что означает — потребитель не сможет рассчитывать на качественные изображение и звук, обещанные ему кинотеатром. Это, в свою очередь, приведёт к дополнительному оттоку публики, которая и без таких обстоятельств всё чаще предпочитает стриминговые платформы походу в кинозал. Легальных способов демонстрации кинокартин компаний, покинувших российский рынок в течение предыдущих 3 месяцев, на сегодня так и не найдено, поддержать кинотеатры власти тоже не спешат, предлагая зрителям довольствоваться либо теми фильмами, что уже были в прокате, либо отечественной кинопродукцией, но в итоге проигрывают и несут моральные, а также материальные потери все — от дистрибьюторов до зрителей.
Сегодня кинотеатры рискуют получить иски о незаконном использовании аудиовизуальных произведений от иностранных правообладателей, отказавшихся от лицензионных договоров с российской стороной. Истцы могут потребовать прекращения показа фильмов и денежной компенсации — она может составлять двойной размер стоимости лицензии за период незаконных показов. На данный момент нет запрета на судебную защиту иностранных правообладателей в российских судах.
Екатерина Смирнова
партнёр и руководитель петербургского офиса Semenov&Pevzner
Мы бы не хотели вдаваться в детали касательно технической реализации, но подобная возможность существует — фактически это воспроизведение модели чёрного рынка, где продаётся то, что тебе официально не принадлежит. Мы считаем, что это грабительская практика, которая подвергает сомнению все правовые и этические поля, связанные с вопросами интеллектуального права, и репутационные. Мы невероятно сопереживаем коллегам из кинотеатров, оказавшимся в трудном положении, но всё же верим в иные пути.
Татьяна Долженко
СЕО кинопрокатной компании «Про:Взгляд»