ЦБ предложил оценивать риски новых финуслуг для людей перед выводом на рынок

ЦБ предложил оценивать риски новых финуслуг для людей перед выводом на рынок

  © Тимур Ханов/ПГ

В Банке России предложили способ избежать появления на рынке финансовых продуктов, несущих разочарование и потерю денег для людей. Это следует из консультативного доклада ЦБ.

Так в документе предлагается обсудить вариант, когда участники рынка сами оценивают потребительские риски своих финансовых продуктов  перед их выводом на рынок или обновлением. Речь идет о новых банковских сервисах, страховых продуктах и инвестиционных инструментах.

«Важным критерием оценки продукта является вероятность дополнительных расходов, комиссий, потери вложенных средств либо неполучения дохода, предусмотренного условиями договора. Регулятор также предлагает вести мониторинг продаж нового продукта, чтобы на ранних стадиях выявлять проблемы и вносить необходимые коррективы», — пояснили в Банке России.

По мнению регулятора, это предотвратит продажу продуктов, которые не несут явной пользы потребителю, а предназначены только для извлечения максимальной прибыли финансовыми компаниями. Однако, главным вопросом остаётся выбор модели оценки и степень вовлечённости в неё регулятора.

Как уточнили в ЦБ, оценка пользы и потребительских рисков является частью концепции управления продуктом, используемой во многих странах и являющейся одним из ключевых инструментов защиты прав потребителей. 

Предпосылками для данных разработок стал анализ ЦБ поступающих обращений, касающихся ненадлежащих продаж, в частности, навязывания дополнительных продуктов. Так, по данным регулятора, чаще всего клиентам предлагают договоры страхования. 

Кроме того, по данным ЦБ, в последние годы участились обращения, связанные с подменой банковских продуктов. Так, в частности, людям под видом вкладов предлагают инвестиционные продукты. 

Читайте также:

• Лимит подконтрольных банковских операций предложили повысить до 1 млн рублей • Неквалифицированных инвесторов протестируют для сделок со сложными финпродуктами

Также в  надзорной практике Банка России выявлены примеры финансовых продуктов, само содержание которых не содержит явной пользы для потребителя. В качестве примера приведена услуга так называемого исправления кредитной истории. Так, банк позиционирует такой продукт как  оформление кредитной карты с небольшой суммой кредитного лимита. Если потребитель вовремя гасит предоставленный ему лимит по кредитной карте, банк вносит в его кредитную историю запись, которая улучшает её.

«Ценность финансового продукта для потребителя неочевидна: возможность распоряжаться кредитными средствами отсутствует, поскольку они полностью или частично списываются в качестве платежа за выпуск или годовое обслуживание кредитной карты. Пользование финансовым продуктом не гарантирует повышения кредитного рейтинга потребителя и последующей выдачи ему кредита, но может негативно сказаться на кредитной истории в случае просрочки исполнения обязательств», — пояснил регулятор. 

Кроме того, в числе проблем ЦБ указал неполное или некачественное информирование потребителя о содержании, свойствах и рисках финансовых продуктов. Так, клиентам могут предоставлять сведения в излишне сложной форме, умалчивать о чём-то или искажать информацию, тем самым вводя в заблуждение.

Ранее сообщалось, что Центробанк предлагает определить сумму, которую банки должны будут вернуть в упрощённом порядке клиенту-физлицу, со счёта которого мошенники списали деньги.

Поделиться: