Дизайн будущего: кто поможет брендам создавать новые продукты

Сегодня перед бизнесом остро стоит проблема поиска специалистов, чьи профессиональные навыки помогут создавать конкурентоспособный российский продукт, запустить инновационный конвейер, сформировать базу для экономических преобразований. И одна из потребностей — определить пул товаров, которые будут действительно отвечать запросу отраслевого рынка, востребованы покупателем и актуальны с точки зрения трендов. Здесь несколько затруднений: найти квалифицированных промышленных дизайнеров сложно, и бренды не всегда знают, где их искать.

Ещё один вопрос «ребром» — несоответствие ожиданий заказчика и полученного результата. Отчасти он зависит от корректно составленного технического задания. Но и студии промышленного дизайна, и предприятия говорят о другой стороне проблемы: молодым специалистам не достаёт практики, а полученная в ходе обучения теория не всегда успевает за реалиями, не синхронизируется с текущими потребностями бизнеса.
Будущее бренда зависит от решений, принятых сегодня.

Диана Желяскова
совладелец Группы компаний REDMOMD
Компания REDMOMD делает ставку на талантливую российскую молодёжь. И в этом нет ничего удивительного. В списках лауреатов престижных премий, в том числе международных, всё чаще появляются имена российских специалистов. Это относится и к Red Dot Design Award — награду за особые достижения в дизайне потребительских товаров присуждает «Центр дизайна земли Северный Рейн-Вестфалия». Считается, что победители премии задают тренды в данной сфере. И, кстати, в 2021 году за дизайн мясорубки REDMOND RMG-M1250-8 эксперты присудили премию команде компании-производителя. Но чтобы не останавливаться на достигнутом, генерировать новые идеи для рынка, бренд находится в постоянном поиске новых звёздных кадров. И в компании подтверждают, что задача не из простых.

Точно к нам?

Однако не всегда потенциальный заказчик действительно понимает, что под собой предполагает промышленный дизайн. Грамотно разработанный продукт может приобрести добавленную стоимость и стать не просто популярным — как следствие он в силах изменить потребительские привычки, сформировать определённый взгляд на вещи. Сегодня дизайнеры думают уже не только над тем, каким должно быть новое предложение на рынке: они прорабатывают полный жизненный цикл изделия, включая его утилизацию. Ведь сегодня этот вопрос тоже важен для потенциального покупателя.
Автор: Pexels
«К сожалению, на практике многие контрагенты считают «красивые картинки» окончательным результатом работ, увы это не так, — уточняет коммерческий директор ООО «ЭнДжиЭн Теч» Любовь Чумохвалова. — В действительности, это полный цикл работ связанных с разработкой новых изделий (будь то шариковая ручка или машина), включающий в себя анализ продукта, концепт-дизайн, инжиниринг, протоколирование и выпуск конструкторской документации для последующего производства. На сегодняшний день на рынке РФ не так много компаний, которые готовы выполнить этот комплекс работ «под ключ».
«Существует и другая проблема – вовлечённость и интеграция дизайна в производственные процессы и деятельность профессиональных сообществ остаётся недостаточной, — рассказывают в Фонде поддержки инноваций и молодёжных инициатив Санкт-Петербурга. — Бизнес зачастую «экономит» на дизайне, воспринимая его как «излишество», в то время как в современном мире сектор дизайна затрагивает все сферы деятельности человека».
Если же говорить о специалистах, которых предприятие нацелено взять в штат, всё тоже непросто. «Сейчас двоякая ситуация. С одной стороны, многие молодые промышленные дизайнеры, вчерашние выпускники, не могут найти работу по специальности: ни на предприятиях, ни тем более в студиях, где требования к специалисту сильно выше, — констатирует Дмитрий Мареев, руководитель студии FORMA Industrial Design, председатель секции «промышленный дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. — С другой стороны, сам рынок испытывает страшный дефицит квалифицированных кадров, проектов и вакансий больше, чем исполнителей».
Автор: Pexels
Подтверждает слова эксперта и простой эксперимент. Мы изучили предложения на нескольких рекрутинговых сайтах — и картина оказалась приблизительно одинаковой. По запросу «Работа промышленным дизайнером в Санкт-Петербурге» hh.ru выдаёт 86 вакансий, а если перейти во вкладку «резюме», то таковых обнаружится более 31 тыс. Правда, и в первом и во втором случаях в списки попадают все, у кого в перечне компетенций указано «дизайн/дизайнер» — поэтому здесь и графические дизайнеры, и маркетологи, и SMM-специалисты, и представители многих других профессий. На SuperJob картина в плане «фильтрации» схожая, разнятся лишь цифры: здесь размещено 3 вакансии — правда, с чётким соответствием запросу — и 5,4 тыс. резюме.
Возможно, такая ситуация сложилась потому, что само словосочетание «промышленный дизайн» сравнительно ново для нашей страны. Но когда общая «терминология» не принята с обеих сторон, это говорит о том, что потенциальный работодатель и специалист могут долго искать друг друга.
На ещё одну особенность запроса указывает Андрей Зубов, доцент – Высшая школа дизайна и архитектуры Инженерно-строительного института СПбПУ, член правления Союза дизайнеров СПб: «В разделе вакансий различных фирм как наших, так и зарубежных редко можно увидеть вакансию «Промышленный дизайнер». Часто можно услышать, что работодатель хочет получить инженера и дизайнера в одном лице. Дизайн — в максимальной степени прикладная специальность. Чтобы стать профессионалом, студент должен набирать опыт реальной деятельности, потому что на работу его будут принимать не по диплому, а на основе портфолио, которое должно сформироваться к концу обучения».
Автор: Pexels
Поэтому некоторые бренды выбирают путь сотрудничества с вузами — и выращивают дизайнеров со студенческой скамьи, знакомят со спецификой индустрии, «погружают» в тему и продукт. По сути, помогают осознать, как «подружить» идею с потребностями потенциального пользователя и бизнес-интересами. Собственно, в этом случае будущий работодатель помогает молодому специалисту формировать портфолио.

Путь проб и побед

Получить образование по специальности «Промышленный дизайн» в Петербурге можно в трёх вузах. Есть возможность поступить на бюджетной или платной основе; также на выбор очный, заочный и комбинированный варианты обучения. И в этих кузницах — кадров достаточно.
«Конкурс на нашу специальность всегда высокий, надеемся на то, что будем развивать наше направление, начнём обучение с первого курса. Сейчас оно в бакалавриате начинается со второго: после общей подготовки. В целом конкурс на направление «дизайн» — 20 человек на место», — рассказывает Андрей Зубов о ситуации в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Студентам важна практика, но не ради процесса как такового. «Мы придерживаемся правила, что каждый учебный проект должен быть реальный, то есть поступить от конкретного заказчика», — поясняет эксперт. Это тот вариант, когда все стороны заинтересованы в успешном взаимодействии и получают от него определённую выгоду.
Автор: Pexels
«На наш взгляд, очень важно для бизнеса не бояться выстраивать коммуникацию с профильными вузами, искать точки соприкосновения, помогать студентам вовлекаться в производственные схемы и промышленные процессы, быть готовыми к инвестициям в новые технологии и идеи», — говорят в Фонде поддержки инноваций и молодёжных инициатив. — Как пример можно назвать создание базовых кафедр – структурных единиц вуза, которые создаются в партнёрстве с крупными промышленными предприятиями. Такие учебные структуры позволяют готовить специалистов, чьи компетенции будут в полной мере отвечать современным требованиям рынка труда. Ещё одним инструментом поиска новых талантов, безусловно, являются творческие соревнования, например, к таким относится St. Petersburg Young Design».
Последний из названных альтернативных способов рекрутинга попутно становится своеобразным ликбезом: конкурсы позволяют формировать комплексное представление о результативности разработок промышленного дизайна — а следом и спрос на услуги. С другой стороны, молодые специалисты получают прямой доступ к профессиональному сообществу, обзаводятся связями и получают представление о том, как устроена индустрия и происходит взаимодействие с заказчиком, учатся обращать внимание на нужные нюансы в работе над проектом: от эскиза до запуска в производство. А главное — практикующие дизайнеры объясняют, как сделать продукт жизнеспособным.
Такой своеобразный карьерный трамплин для студентов Петербурга решила создать компания REDMOND.

Опережая будущее

Известный бренд-производитель малой бытовой техники объявил о намерении провести конкурс студенческих проектов «Российский дизайн для быта». Учащимся петербургских вузов предстоит пофантазировать на тему кухонных приборов и представить вниманию экспертного жюри ещё нереализованные идеи конструкторских решений для чайника, мультиварки, гриля и других устройств. Проекты победителей будут рассмотрены для запуска в серийное производство, а их авторы получат приглашения к сотрудничеству с REDMOND.
Идея проведения конкурса, направленного на поиск неординарных дизайнерских решений для бытовой техники, была продиктована кадровой политикой компании. К подбору новых сотрудников в REDMOND относятся очень серьёзно. Ведь успех команды зависит от вклада каждого игрока.
Кроме того, производитель бытовой техники и электроники был приглашён в качестве эксперта на форум «Сильные идеи для нового времени», который прошёл на площадке Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД). Сессия называлась «Национальная кадровая инициатива». Участники озвучивали идеи по созданию системы дополнительного образования и профориентации детей; возможностей для молодёжного предпринимательства и трудоустройства; по поддержке в поиске работы и построении карьеры. В REDMOND считают, что для бизнеса такая работа должна быть плановой — это задел на будущее, обеспечение успешного развития предприятия на горизонте нескольких лет и даже десятилетий.
В СПбГУПТД «ДП» рассказали ещё об одном шаге на пути к решению проблемы нехватки квалифицированных кадров: «В этом году стартует первый набор на образовательную программу «3D промышленный дизайн и инжиниринг». Это совместный проект Университета промышленных технологий и дизайна, студии FORMA Industrial Design и Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Первый набор пройдёт в предстоящую приёмную кампанию. Конкурс, конечно, будет очень высокий. На все образовательные программы бакалавриата направления «Дизайн» он последние 6 лет составляет более 110 человек на место». Дмитрий Мареев к этому добавил: «Большой практический уклон и привлечение преподавателей-практиков позволят готовить промышленных дизайнеров, которых ждёт рынок».
Автор: Pexels

Разговор по делу

Нас ежедневно окружают вещи, созданные специалистами в этой области. И промышленный дизайн нередко формирует новый пользовательский опыт. Причём не всегда комфорт эксплуатации стоит на первом месте — не менее важна эмоциональная составляющая. Поэтому специалисту необходимы обширные знания из различных сфер, он должен уметь чувствовать настроения и вскрывать истинные потребности человека. Производственная задача в реальности требует междисциплинарного подхода.
«Не хочу обидеть другие направления в дизайне, но именно наше готовит специалистов, создающих реальные объекты предметного мира, которые служат человеку в сферах комфорта, безопасности, экологичности, — напоминает Андрей Зубов. — Но все наши разработки напрямую зависят от производства. Промышленный дизайнер не может работать «в стол», он должен постоянно реализовывать свои проекты».
По сути — это долгосрочная инвестиция в развитие предприятия, инструмент для создания конкурентоспособного предложения. Но в случае, если всё же найти «своего» специалиста или исполнителя, способного создать коммерчески успешный продукт. Итак, список вариантов для поиска: выставки и конкурсы, профильные факультеты вузов, фриланс-биржи и, конечно, студии промышленного дизайна — сегодня в Петербурге порядка десяти таких компаний. Достаточно ли этого для нарастающего запроса от брендов?
«Если раньше можно было говорить о дефиците специалистов, то сегодня речь идет о кадровом голоде, — считают в REDMOND. — Выпускники ВУЗов, даже самые талантливые, обучаются в полном отрыве от тех задач, в решении которых заинтересован их будущий работодатель». В компании намеренно отказались отдавать на аутсорсинг разработку всех дизайнерских проектов и предпочитают растить и отбирать кадры на стадии обучения.
Любовь Чумохвалова обращает внимание ещё на одну проблему рынка: «В целом разработать можно «условно» любое изделие в рамках квалификации специалистов, но дальше встаёт вопрос постановки в серийное производство. И тут возникает основная проблема с отсутствием на рынке компонентой базы для реализации проектов».
Автор: Pexels
И предусмотреть все возможные сценарии тоже придётся дизайнеру. Но сперва преодолеть недопонимание. «Опасной тенденцией среди работодателей сегодня является искажённое представление о промышленном дизайне. Дизайн – это вовсе не красота, а такая же составляющая продукта как технологии, логистика, реклама и т.д. Затраты на дизайн-проект изделия окупаются полностью», — отмечает Андрей Зубов.
В «ЭнДжиЭн Теч» продолжают эту мысль: «Главная проблема с которой мы сталкиваемся в процессе работы — отсутствие чёткого понимания конечного результата у заказчика. Капиталовложения в проект также играют значительную роль в успешной реализации: изготовить один прототип нетривиальная задача, даже в рамках ограниченного бюджета, а чтобы наладить технологический процесс необходимо, например, изготовление оснастки, пресс-форм и много другого — для оптимизации работ и снижения себестоимости».
Однако успешный результат может превратить все сложности на этапах создания продукта в интересную и поучительную историю для младших коллег. «Реализованный проект — лучшая награда для промышленного дизайнера, такой проект займёт видное место в портфолио. Но даже здесь взаимодействие с заказчиком не заканчивается. Ведь впереди ещё много работы: конкуренты не дремлют, только что вышедшее устройство надо непрерывно совершенствовать», — резюмирует или, скорее, намекает на продолжение Дмитрий Мареев.

Поделиться: