И так непростой год в конце осени всколыхнул таксомоторный рынок: по сообщениям в СМИ, 4 декабря Госдума РФ получила обращение от руководителей таксопарков России с критикой прошедшего первое чтение законопроекта о такси – его подписали 200 директоров и владельцев компаний из 30 регионов страны, к 9 декабря подписей стало на 100 больше, присоединились еще 8 субъектов федерации. На стороне бизнеса ФАС и ОНФ: в нынешней редакции документ может грозить ростом тарифов и кратным увеличением нелегального сектора.
17 декабря появилась информация, что на заседании Комитета Госдумы по транспорту и строительству принято решение рекомендовать нижней палате отклонить во втором чтении законопроект: парламентарии предлагают доработать документ с учетом текущей ситуации на рынках пассажирских перевозок и труда.
История данного законопроекта длится на протяжении пяти лет: собственно, это ровно половина срока существования российского таксомоторного рынка. И специалисты отмечают, что завершающийся год особенно ярко продемонстрировал: отрасль перешла от стадии роста к этапу внутренней трансформации.
Меняться, меняться и еще раз меняться
Конечно, предпосылками к изменениям во многом послужили условия, сформированные коронакризисом. И не последнюю роль сыграли снижение спроса на услуги, отмеченное в апреле-мае, а также сокращение количества водителей и кредитные риски предприятий. Аналитики отмечают, что наметившаяся в 2019 году тенденция ухода с рынка легальных игроков усилилась в первой половине 2020-го. Реализацию части намеченных проектов многие компании решили отложить, однако были разработаны новые стратегии развития и найдены новые возможности.
«Пандемия внесла свои коррективы в наши планы по привлечению зарубежных инвестиций, — рассказывает директор по развитию сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Анатолий Малышев. — Возникшую паузу мы использовали для прокачки собственных скиллов в сфере IT и развития искусственного интеллекта. Результат – успешные испытания алгоритмов беспилотного вождения легкового автомобиля. Мы провели их в октябре совместно с разработчиками искусственного интеллекта Ralient и лидером рынка автобезопасности НПО «СтарЛайн» на базе сертифицированной беспилотной платформы StarLine. И намерены продолжить развиваться в этом направлении, запустив беспилотные авто в коммерческую эксплуатацию. Еще одним итогом работы наших специалистов стала презентация нашего собственного продукта в сфере стратегических компьютерных технологий и программного обеспечения – «Автотаксоконтроль», что стало пропуском в ряды резидентов Фонда «Сколково».
Кстати, сервис заказа такси «Таксовичкоф», реалистично оценивающий итоги 2020-о и оптимистично рассматривающий возможности развития в 2021-м, то же самое предлагает сделать и своим клиентам до 27 января с помощью акции «Едем дальше 2021». Ведь, собственно, именно изменение потребительских привычек и паттернов позволило отрасли начать довольно быстрое восстановление уже в летние месяцы: по данным исследователей, уже в августе общероссийское количество поездок продемонстрировало прирост в сравнении с 2019-м – 909 тыс. против 890 тыс. год к году. Многим компаниям летом удалось вернуться к обычным сезонным показателям.
Такси прибавило в популярности не только благодаря тому, что люди старались избегать общественного транспорта – водители столкнулись с проблемами в вопросах обслуживания собственных машин, когда техцентры были закрыты на карантин. Корпоративный сектор также расширяется: это связано с запросом бизнеса на экономию бюджетов и сокращение собственных автопарков. Доступная альтернатива в виде такси стала еще одним подтверждением наступления эпохи совместного потребления или шеринговой экономики.
Конечно, еще есть позиции, в которых отмечается «проседание» в связи с существующими ограничениями – к ним сегодня относятся заказы на поездки в аэропорт и в вечернее время, их количество сократилось в среднем в 2 раза в сравнении с августом-сентябрем 2020-го. Однако рынок ожидает, что предновогодние приготовления и праздничные дни позволят отчасти компенсировать эти потери.
Мыслить глобально
Насущные проблемы не отвлекают рынок и от будущих вызовов. В течение нескольких месяцев в СМИ появлялась информация о том, что планируются тесты беспилотных такси, разрабатываемых сразу в двух отечественных компаниях. Правда, реализация плана перехода к их коммерческой эксплуатации пока откладывается. Впрочем, и без этого нет дефицита в новых игроках на рынке – и если зарубежные приходят на отечественный, то не многие российские компании решаются расширять географию присутствия.
«К 2025 году мы намерены быть представленным на пяти континентах земного шара, — комментирует позицию компании директор по развитию сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Анатолий Малышев. – В 2020 году совместные предприятия под нашим брендом созданы в Твери, Омске, Ульяновске, Пензе и в более чем двадцати городах Подмосковья. В 2021 году мы будем масштабировать свое присутствие и в других регионах России, также в планах продолжение экспансии на азиатские рынки, в первую очередь, в Таиланде, где будет представлен новый международный бренд. В начале будущего года мы намерены запустить совместные предприятия в Казахстане: южной столице республики – Алматы – и крупнейшем центре металлургии Казахстана – Жезказгане. Мы рассчитываем на продвижение нашего SuperApp в Грузии, Молдавии, Узбекистане и Мексике. Еще одним стратегическим направлением для «Таксовичкоф» является Беларусь. Уже на январь 2021 года запланирован выход в Бресте и Гомеле, на очереди – Минск. Мы намерены масштабировать присутствие «Таксовичкоф» по всей Республике и ведем активные переговоры с локальными белорусскими предпринимателями сферы перевозок по объединению бизнесов».
По данным аналитиков, в марте 2019 года в России показатель обеспеченности населения легковым такси составлял 3,5 автомобиля на 1000 человек, сегодня это уже 3 машины. Поэтому у рынка много предпосылок для роста: количественного и качественного.
27 декабря 2020, 08:17 44
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter