Едем дальше: таксомоторный рынок успешно борется с вызовами

И так непростой год в конце осени всколыхнул таксомоторный рынок: по сообщениям в СМИ, 4 декабря Госдума РФ получила обращение от руководителей таксопарков России с критикой прошедшего первое чтение законопроекта о такси – его подписали 200 директоров и владельцев компаний из 30 регионов страны, к 9 декабря подписей стало на 100 больше, присоединились еще 8 субъектов федерации. На стороне бизнеса ФАС и ОНФ: в нынешней редакции документ может грозить ростом тарифов и кратным увеличением нелегального сектора.

17 декабря появилась информация, что на заседании Комитета Госдумы по транспорту и строительству принято решение рекомендовать нижней палате отклонить во втором чтении законопроект: парламентарии предлагают доработать документ с учетом текущей ситуации на рынках пассажирских перевозок и труда.

История данного законопроекта длится на протяжении пяти лет: собственно, это ровно половина срока существования российского таксомоторного рынка. И специалисты отмечают, что завершающийся год особенно ярко продемонстрировал: отрасль перешла от стадии роста к этапу внутренней трансформации.

Меняться, меняться и еще раз меняться

Конечно, предпосылками к изменениям во многом послужили условия, сформированные коронакризисом. И не последнюю роль сыграли снижение спроса на услуги, отмеченное в апреле-мае, а также сокращение количества водителей и кредитные риски предприятий. Аналитики отмечают, что наметившаяся в 2019 году тенденция ухода с рынка легальных игроков усилилась в первой половине 2020-го. Реализацию части намеченных проектов многие компании решили отложить, однако были разработаны новые стратегии развития и найдены новые возможности.

«Пандемия внесла свои коррективы в наши планы по привлечению зарубежных инвестиций, — рассказывает директор по развитию сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Анатолий Малышев. — Возникшую паузу мы использовали для прокачки собственных скиллов в сфере IT и развития искусственного интеллекта. Результат – успешные испытания алгоритмов беспилотного вождения легкового автомобиля. Мы провели их в октябре совместно с разработчиками искусственного интеллекта Ralient и лидером рынка автобезопасности НПО «СтарЛайн» на базе сертифицированной беспилотной платформы StarLine. И намерены продолжить развиваться в этом направлении, запустив беспилотные авто в коммерческую эксплуатацию. Еще одним итогом работы наших специалистов стала презентация нашего собственного продукта в сфере стратегических компьютерных технологий и программного обеспечения – «Автотаксоконтроль», что стало пропуском в ряды резидентов Фонда «Сколково».

Анатолий Малышев, директор по развитию сервиса заказа такси "Таксовичкоф" Анатолий Малышев

Анатолий Малышев, директор по развитию сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Анатолий Малышев

Кстати, сервис заказа такси «Таксовичкоф», реалистично оценивающий итоги 2020-о и оптимистично рассматривающий возможности развития в 2021-м, то же самое предлагает сделать и своим клиентам до 27 января с помощью акции «Едем дальше 2021». Ведь, собственно, именно изменение потребительских привычек и паттернов позволило отрасли начать довольно быстрое восстановление уже в летние месяцы: по данным исследователей, уже в августе общероссийское количество поездок продемонстрировало прирост в сравнении с 2019-м – 909 тыс. против 890 тыс. год к году. Многим компаниям летом удалось вернуться к обычным сезонным показателям.

Такси прибавило в популярности не только благодаря тому, что люди старались избегать общественного транспорта – водители столкнулись с проблемами в вопросах обслуживания собственных машин, когда техцентры были закрыты на карантин. Корпоративный сектор также расширяется: это связано с запросом бизнеса на экономию бюджетов и сокращение собственных автопарков. Доступная альтернатива в виде такси стала еще одним подтверждением наступления эпохи совместного потребления или шеринговой экономики.

Реклама

Конечно, еще есть позиции, в которых отмечается «проседание» в связи с существующими ограничениями – к ним сегодня относятся заказы на поездки в аэропорт и в вечернее время, их количество сократилось в среднем в 2 раза в сравнении с августом-сентябрем 2020-го. Однако рынок ожидает, что предновогодние приготовления и праздничные дни позволят отчасти компенсировать эти потери.

Мыслить глобально

Насущные проблемы не отвлекают рынок и от будущих вызовов. В течение нескольких месяцев в СМИ появлялась информация о том, что планируются тесты беспилотных такси, разрабатываемых сразу в двух отечественных компаниях. Правда, реализация плана перехода к их коммерческой эксплуатации пока откладывается. Впрочем, и без этого нет дефицита в новых игроках на рынке – и если зарубежные приходят на отечественный, то не многие российские компании решаются расширять географию присутствия.

«К 2025 году мы намерены быть представленным на пяти континентах земного шара, — комментирует позицию компании директор по развитию сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Анатолий Малышев. – В 2020 году совместные предприятия под нашим брендом созданы в Твери, Омске, Ульяновске, Пензе и в более чем двадцати городах Подмосковья. В 2021 году мы будем масштабировать свое присутствие и в других регионах России, также в планах продолжение экспансии на азиатские рынки, в первую очередь, в Таиланде, где будет представлен новый международный бренд. В начале будущего года мы намерены запустить совместные предприятия в Казахстане: южной столице республики – Алматы – и крупнейшем центре металлургии Казахстана – Жезказгане. Мы рассчитываем на продвижение нашего SuperApp в Грузии, Молдавии, Узбекистане и Мексике. Еще одним стратегическим направлением для «Таксовичкоф» является Беларусь. Уже на январь 2021 года запланирован выход в Бресте и Гомеле, на очереди – Минск. Мы намерены масштабировать присутствие «Таксовичкоф» по всей Республике и ведем активные переговоры с локальными белорусскими предпринимателями сферы перевозок по объединению бизнесов».

По данным аналитиков, в марте 2019 года в России показатель обеспеченности населения легковым такси составлял 3,5 автомобиля на 1000 человек, сегодня это уже 3 машины. Поэтому у рынка много предпосылок для роста: количественного и качественного.

dp.ru Все статьи автора

27 декабря 2020, 08:17 44

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться: