Эксперты призвали исключить ряд положений из законопроекта об иноагентах

Новый законопроект об иностранных агентах фактически необоснованно расширяет возможность признания ими российских юридических и физических лиц и создает пространство для неограниченного роста коррупционных возможностей. Об этом говорится в экспертном заключении на документ, представленный постоянными комиссиями по развитию институтов гражданского общества и по экономическим и трудовым правам СПЧ. Эксперты призвали исключить из законопроекта ряд положений и предусмотреть в нем дополнительный раздел.

В Госдуму 25 апреля внесен проект закона об иностранных агентах, призванный объединить все существующие регулирующие нормы в их отношении и ввести новые ограничения. В документе предлагается зафиксировать, что в реестр иноагентов могут попасть как российские, так и иностранные юрлица, общественные объединения, а также физлица независимо от их гражданства или его отсутствия. Под поддержкой иностранных источников понимается предоставление денежных средств или иного имущества, а также оказание организационно-методической, научно-технической и прочих видов помощи.

Из текста законопроекта следует, что отнести к иноагентам можно будет лиц, не имеющих иностранного финансирования или иных видов помощи, например в результате «воздействия» иностранного источника, отмечается в выводах постоянных комиссий. При этом законопроект не ограничивает способы воздействия из иностранного источника, фактически допуская в качестве такового любой способ воздействия, который административный орган сочтет достаточным. «Тем самым законопроект создает пространство для неограниченного расширения коррупционных возможностей», — говорится в заключении.

Кроме того, законопроект не содержит требований о порядке подтверждения социальной опасности действий тех, кто находится под «иностранным влиянием», отметили эксперты. Таким образом, из толкования законопроекта следует, что включить в реестр иноагентов могут фактически за любую деятельность, в том числе рекламную.

Законопроект предполагает также распространение действия понятия «иностранные агенты» и на коммерческих юридических лиц. «Вмешательство государства в находящийся в трудной экономической ситуации российский бизнес путем понуждения его к выполнению новых обязанностей, не соприкасающихся непосредственно с целями предпринимательской деятельности, приведет к тому, что предприниматели будут активно уходить в «серую зону», уменьшая размер финансового оборота для целей налогообложения», — считают эксперты.

Они предложили либо исключить из законопроекта статью об иностранном влиянии, либо установить исчерпывающий перечень конкретных характеристик форм иностранного влияния для включения в реестр. Также предлагается исключить коммерческие организации из числа потенциальных получателей статуса «иностранного агента».

Помимо этого, эксперты установили, что законопроект включает в себя направления деятельности, которые исключают возможность признания лица иноагентом. В частности, наука, культура, искусство, здравоохранение, социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, защита материнства, отцовства и детства, физическая культура и спорт, благотворительная деятельность и т. д. Недостаточная урегулированность критериев ведения политической деятельности в этих сферах ведет к неверному толкованию и субъективному правоприменению соответствующих положений, отмечается в заключении.

Эксперты предлагают либо исключить из текста документа ряд форм, в которых, согласно законопроекту, ведется политическая деятельность, либо прямо описать невозможность отнесения к политической деятельности конкретных видов деятельности.

Также в заключении указано на то, что решение о включении лица в реестр иноагентов выносится в административном порядке. «При этом данную обязанность предполагается возложить на органы юстиции, в сферу контроля которых не входит проведение проверок в отношении коммерческих юридических и физических лиц», — подчеркнули авторы заключения. Предлагается исключить из законопроекта соответствующие положения.

Предполагается, что законопроект не направлен на привлечение иноагентов к ответственности, а выполняет только информационную функцию. Тем не менее законопроект запрещает иноагентам отдельные виды деятельности (например, участие в закупках для государственных нужд, ведение просветительской, преподавательской деятельности и др.), не дает возможность применять упрощенные формы налогообложения и бухгалтерской отчетности. 

Предлагается также исключить из законопроекта понятие аффилированных лиц, поскольку положения законодательства не позволяют возложить на них обязанности, предусмотренные законопроектом. Так, например, ни работники, ни родственники иноагента не могут самостоятельно определить признаки «иностранного влияния» на него.

Предлагаемые изменения в законодательство предполагают также полный запрет для лиц, имеющих статус иностранных агентов, заниматься образовательной, просветительской деятельностью в отношении детей, а также готовить для них информационные материалы. Следовательно, физические лица, признанные иноагентами, не смогут работать в детсадах, школах, организациях дополнительного образования, не смогут заниматься репетиторством, подчеркивается в заключении.

В связи с этим эксперты предлагают сократить перечень ограничений по отношению к иноагентам, в частности, в таких правах, как невозможность ведения преподавательской, просветительской, воспитательной деятельности в отношении детей, запрет на участие в госзакупках, запрет на получение государственной финансовой поддержки.

Читайте также:

• Климов рассказал, когда появится законопроект о контроле за иноагентами • В Минюсте предложили механизм выхода из списка физлиц-иноагентов • Луговой предложил ужесточить санкции для «иностранных агентов»

Законопроект не исключает прямо возможность профсоюзных организаций становиться иностранными агентами. Это создает риск включения профсоюзов в реестр иноагентов, считают эксперты. Они также предложили включить профсоюзы в число структур, которые не могут быть признаны иноагентами.

Кроме того, предлагается предусмотреть отдельный раздел законопроекта, учитывающий требования Конституции о запрете обратной силы закона. Предусмотреть, что закон вступает в силу только с момента его принятия и установить запрет распространения его действия на отношения, возникшие до вступления его в силу.

Поделиться: