Электросамокаты в Петербурге предлагают пускать только на широкие тротуары

Электросамокаты в Петербурге предлагают пускать только на широкие тротуары

  © Андрей Любимов/РБК/ТАСС

В Северной столице нет достойной инфраструктуры для СИМ, а электросамокатов — уже 32 тысячи. Соглашения с ограничением скоростей и определением локаций комтранс подписал с пятью операторами. Но с учетом новых ПДД и требований к инфраструктуре возникает все больше вопросов и проблем. Велодорожки могли бы разрешить споры. Но их мало, и их полноценная сеть появится еще не скоро. Пока же из соображений безопасности предложено запретить передвигаться на СИМ по узким тротуарам. Эта идея прозвучала 24 апреля в Мариинском дворце на заседании комиссии по транспорту.

Узкие места

Депутаты петербургского Заксобрания предлагают ограничить в Петербурге движение СИМ по тротуарам, ширина которых меньше двух метров, причем с учетом остановок общественного транспорта и летних кафе. Они планируют направить письмо с таким предложением в губернаторскую комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения. Решение они приняли на заседании парламентской комиссии по транспорту.

Это станет альтернативой предложению совсем запретить электросамокаты в четырех исторических районах Северной столицы. Как пояснил депутат Алесей Цивилев, фактически это то же решение, но с вескими аргументами: на узких тротуарах пешеходам и электросамокатам, которые двигаются со скоростью 15-20 километров в час, не развернуться. «Там, где тротуары узкие, а это преимущественно исторический центр, надо будет спешиться и вести самокат в ручном режиме, так же как при переходе через дорогу. На широких пространствах снова можно будет ехать», — пояснил парламентарий.

Велодорожек не хватает

Споры, что делать с СИМ, связаны с тем, что теперь для них необходима инфраструктура, а ее нет. И лишних денег на нее — тоже: с компаний, которые сдают электросамокаты в аренду, в бюджет Петербурга ничего не поступает. Так же как с каршерингом и такси, кикшеринговые компании и их мобильные приложения зарегистрированы в столице. «В такой ситуации справедливым было бы, если бы инфраструктуру в Петербурге создавали из бюджета Москвы», — съязвил Алексей Цивилев на совещании.

Зампред комтранса Петербурга Дмитрий Ваньчков был менее эмоциональным. И сообщил, что на сегодня в городе доступно 42 веломаршрута протяженностью 143,7 километра. В 2023 году планируется разместить еще 5,2 километра велодорожек. Но это несколько линий вдоль наиболее протяженных магистралей. Например, вдоль набережной реки Фонтанки, некоторых участков вдоль Невы и на трассах в отдаленных от центра районах.

Чтобы систематизировать эту работу, чиновники провели конкурс на создание концепции развития велоструктуры до 2030 года. Во что обойдется бюджету создание разветвленной сети велодорожек, пока непонятно, но только конкурс уже обошелся в 17 миллионов рублей. Концепция за эти средства должна быть готова к ноябрю 2023 года.

Читайте также:

• В Общественной палате рассказали об опасности электросамокатов

Виртуальные бесплатные

Еще один финансовый вопрос — договоры на право пользования землей Петербурга. Виртуальные парковки для СИМ размещены на каждой улице города. Но в местный бюджет плата за пользование участками не поступает.

Как сообщил начальник управления по выдаче разрешений на использование земель КИО Роман Королев, практика заключения таких соглашений в городе есть, но она незначительна: всего четыре договора с компаниями на использование земель без их предоставления для компаний, которые занимаются прокатом спортинвентаря. Ориентировочная стоимость — от 800 рублей до 29 тысяч в год. Но кикшеринг пока не заключает: по словам Королева, смущает вопрос сезонности, так как договоры можно подписывать только на весь год. А зимой, как известно, электросамокаты не работают.

Но представители компаний сказали, что они не против «аренды» петербургской земли. И, возможно, в ближайшее время произойдет легализация виртуальных парковок для кикшеринга на договорной основе с городом.

Тайные нарушители

Еще одна проблема, о которой в новых реалиях заговорил Дмитрий Ваньчков, — это отсутствие единой базы нарушителей пользования СИМ. Сами компании, выявляя и блокируя пользователей сервисом, информацией не делятся. Непонятно даже, могут ли нарушители воспользоваться другим сервисом, так как единого реестра не существует. Да и единого госоргана, официально наделенного полномочиями по регулированию СИМ, до сих пор не определено.

Непонятно чиновникам, как отслеживают и штрафуют тех, кто пользуется электросамокатами вдвоем или втроем, кто ездит в нетрезвом состоянии, кто на частном самокате превышает допустимые скорости.

По данным ГИБДД, с 1 марта уже начался сбор урожая ДТП: в Северной столице произошло уже пять аварий по вине водителей СИМ, пострадали пять человек. Пока отмечается снижение случаев на 50 процентов. Но сезон только начался.

У представителей кикшеринговых компаний к этому свое отношение: как заявил на комиссии замгендиректора по связям с органами власти одной из крупнейших компаний Сергей Лаврентьев, на фоне объемов оказываемых услуг количество ДТП и в этом, и в прошлые годы — незначительное. «Когда говорят, что происходит много ДТП, мы говорим, что вы забыли о том, что только наша компания в прошлом году перевезла десять миллионов горожан в Петербурге. Это практически население всего города. Да, случаются ДТП. Но на такой объем больших цифр ДТП, в принципе, допустимы. Мы работаем над тем, чтобы их число уменьшить. Но акцентировать внимание на том, сколько случилось происшествий, и забывать о 10 миллионах перевезенных не совсем корректно. У нас есть данные федеральные, по которым 98 процентов всех ДТП, связанных с СИМ, — это случаи с частными электросамокатами», — заявил Лаврентьев.

Поделиться: