ЕС-Белоруссия: хроника пикирующих отношений

Фото: www.ryanair.com

После инцидента вокруг незапланированного приземления в Минске гражданского лайнера Ryanair, следовавшего по маршруту Афины-Вильнюс и последующего ареста бывшего сооснователя и администратора оппозиционного Telegram-канала Nexta Романа Протасевича, рухнули остатки отношений Белоруссии и ЕС. Эффект домино начался с Прибалтики. Но обвинить, кажется, во всём собираются Россию.

Нервное начало

«Деловой Петербург» собрал в одном месте хронологию очередного витка напряжения между Белоруссией и ЕС, который, кажется, на этот раз действительно может выйти за рамки обоюдных дежурных обвинений сторон.

В воскресенье, 23 мая, в Вильнюсе в 13.00 по местному времени (совпадает с Мск.), должен был приземлиться рейс лоукостера Ryanair, следовавшего по маршруту Афины-Вильнюс. Согласно данным сервиса Flightradar, борот практически достиг воздушной границы с Литвой, до аэропорта Вильнюса оставалось 15 минут лёту, однако экипаж неожиданно развернулся и зашёл на посадку в аэропорту Минска.

Первоначальной причиной, появившейся в литовских СМИ, стало сообщение о конфликте пассажира с членами экипажа. Позже появилось сообщение о минировании борта. Ближе к 15.00 воскресенья со срочным заявлением в Вильнюсе выступил штаб экс-кандидата в президенты Белоруссии Светланы Тихановской. В заявлении говорилось, что самолёт посадили в Минске под предлогом, а реальная цель – арест сооснователя и администратора оппозиционного Telegram-канала Nexta Романа Протасевича, который был одним из пассажиров рейса. Ещё спустя час эта новость становится центральной во всех СМИ Литвы, а оценку событий представляет советник С. Тихановской Франтишек Вечёрко, который прямо заявляет, что «они, [официальный Минск] как сомалийские пираты, захватили самолет».

При этом в СМИ Литвы утверждается, что борт «заставил» развернуться истребитель ВВС Белоруссии МиГ-29.

Ни слова о Протасевиче

Тем временем в Белорусских СМИ подтверждается информация об экстренной посадке самолёта, взлёте МиГ-29 «для обеспечения безопасности» и сообщении о заминированном воздушном судне, что и стало причиной смены курса полёта. Белорусские СМИ преподносят инцидент, как чрезвычайно ответственное поведение всех служб на фоне угрозы подрыва. «Команду принять в Минске самолет авиакомпании Ryanair, в отношении которого поступило сообщение о минировании, дал лично Президент Беларуси Александр Лукашенко», — пишет во время развития событий БЕЛТА. Позже государственное новостное агентство добавит, что «сообщение о минировании самолета компании Ryanair оказалось ложным», о «приведении сил по противовоздушной обороне в готовность №1«, возбуждении уголовного дела по факту ложного сообщения, итоговом вылете рейса в Вильнюс и другие сообщения. Нигде за всё это время в госагентстве не говорится о задержании Р. Протасевича и его спутницы.

Реклама

В другом официальном издании «Беларусь сегодня» о задержании Р. Протасевича сообщается только на следующий день, в понедельник 24 мая. В заметке утверждается, что во время пограничного и таможенного контроля к активисту не возникло вопросов, но его фото стали тиражировать в интернете, на что оперативно и обратили внимание. «Итог: с нашей стороны соблюдены международные нормы, законодательство Беларуси, безопасность пассажиров обеспечена, они благополучно продолжили рейс, обвиняемый в противоправных действиях задержан», — пишет издание.

Первая волна

За сутки до этого, к 16.00 часам воскресенья в Вильнюсе с заявлением уже выступил президент Литвы Гитанас Науседа, который потребовал «чтобы белорусский режим немедленно освободил задержанного и разрешил ему продолжить поездку в Вильнюс». Полное заявление есть и на русском языке на сайте канцелярии главы Литвы. Он также обратился «к союзникам по НАТО и ЕС с призывом немедленно отреагировать на исходящую от белорусского режима угрозу для международной гражданской авиации». Различные политики, политологи и обозреватели в литовских СМИ впервые начинают использовать термин «международный терроризм», а многие заявляют, что Белоруссия неспособна проводить подобные спецоперации и за всем «стоит Кремль».

К 17.00 в МИД Литвы вызван представитель посольства Белоруссии в Литве, где ему выдвинуто требование «отпустить пассажиров и экипаж«. Старшая советница Г. Науседы по иностранным делам Аста Скайсгрите заявляет СМИ, что всё это «похоже на операцию КГБ». Ближе к 18.00 немедленно «отпустить пассажиров» потребовала премьер Литвы Ингрида Шимоните. Практически одновременно в социальной сети Twitter появляется сообщение от премьера Польши Матеуша Моровецкого, который называет инцидент «актом государственного терроризма».

К нарастающему валу заявлений присоединяется глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, который требует продолжения пути в Вильнюс «всех без исключения» пассажиров рейса. Еврокомиссар по иностранным делам в итоге и в понедельник будет по нарастающей делать заявление за заявлением.

К 19.00 часам вечера в воскресенье председатель парламента Литвы Виктория Чмилите-Ниельсен заявляет, что воздушное пространство над Белоруссией «небезопасно» для гражданской авиации. Впервые начинаются публичные рассуждения об изоляции и запрете на пересечение пространства Белоруссии. Со стороны НАТО следуют требования тщательной проверки авиаинцидента, а глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис предлагает рассмотреть вопрос полного отказа от пересечения воздушного пространства с Белоруссией.

Приземлившийся в Минске борт в итоге достигает Вильнюса после 21.00, спустя восемь часов назначенного времени. Пассажиров встречают едва ли не все СМИ Литвы. В аэропорт прибыла и премьер Литвы Ингрида Шимоните. Пассажиры рассказывают реакцию Р. Протасевича на новость о посадке в Минске. Он, по их словам, был крайне напуган и успел сказать, что его здесь ждёт «смертная казнь».

Реклама

Вечером 23 мая с рядом заявлений повторно выступают представители всех ветвей литовских властей, пассажиров допрашивают в этот же день. Кроме того, в конце дня, с заявлением выступают США, которые также «жёстко осуждают» власти Белоруссии за произошедший инцидент.

Белоруссия — «чёрная дыра» Европы

В понедельник, 25 мая, президент Литвы Гитанас Науседа проводит онлайн-переговоры со своими коллегами из Латвии и Эстонии. «Белорусский режим грубо нарушил международное право и поставил под угрозу жизнь более ста человек. Этот поддерживаемый государством террористический акт поставил под угрозу безопасность международной гражданской авиации – и мы должны реагировать соответствующим образом», — цитирует главу Литвы его пресс-служба [заявление доступно на русском языке]. В этот же день он отправился на внеочередной саммит лидеров ЕС в Брюсселе, где пообещал, что главной темой станет авиаинцидент с рейсом Афины-Вильнюс.

С самого утра две авиакомпании — Wizz Air и латвийская Air Baltic — объявляют, что в дальнейшем огибают воздушное пространство Белоруссии. Тем временем ирландская Ryanair называет инцидент «воздушным пиратством», но при этом так и остаётся неясным [на момент написания этого материала вечером 24 мая] от кого исходила инициатива посадки в Минске. Действительно ли ВВС Белоруссии приняли в этом непосредственное участие? В социальных сетях в интернете, например, в какой-то момент одна из главных версий выдвигалось, что лайнер заставили сесть в Минске под угрозой якобы физического уничтожения, что легко проверяется записями переговоров пилотов. Но их на момент написания этой статьи компания не представила, хотя это самое простое, что в этой ситуации можно сделать. Также, как и фактически не опровергла, что сами пилоты попросили о посадке в Минске. Официальный Минск вечером 24 мая предоставил записи переговоров пилотов с диспетчерами в Минске, из которых следует, что решение сесть в Минске принимали пилоты компании Ryanair

К середине понедельника, 24 мая, МИД Литвы обратился к гражданам с призывом полностью отказаться от поездок в Белоруссию. И сразу же после этого тот же МИД Литвы выступает с инициативой для всего ЕС о полном прекращении полётов над Белоруссией. Финалом стало экстренное заседание правительства Литвы на котором было принято решение о полном запрете для гражданской авиации полётов над Белоруссией. Запрещено не только отправляться в любые направления, используя воздушные коридоры над соседней страной, но и принимать в Литве авиасуда, которые летели над Белоруссией.

Председатель литовского парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Лауринас Касчюнас также предложил полностью закрыть наземное сообщение.

Сюрприз! Виновата — Россия

Тем временем, в Литве всё чаще стали звучать высказывания политиков, политологов и обозревателей в СМИ, что за всей операцией «стоит Россия». «Не было бы В. Путина, А. Лукашенко не было бы давно», —гласит один из заголовков в центральных СМИ Литвы. Великобритания объявила, что рассматривает возможность введения новых санкций против «Северного потока-2» из-за инцидента с лайнером Ryanair. 27 мая в связи с ситуацией с самолётом срочное заседание созывает Международная организация гражданской авиации ICAO. По распоряжению президента Украины Владимира Зеленского, с Белоруссией прекращает сообщение и эта страна.

Но самые неожиданные события при всём этом в понедельник развивались в Латвии. Там сейчас проходит Чемпионат мира по хоккею. Его принимать должны были Латвия и Белоруссия, но последнюю отлучили сразу после лихорадки лета-осени 2020 года. Глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевич и мэр Риги Мартиньш Стакис сняли флаг Белоруссии, как участника ЧМ по хоккею, и заменили его на символ белорусской оппозиции. В ответ Белоруссия потребовала в течении 48 часов покинуть страну весь состав посольства Латвии в Минске без исключения. Официальная Рига ответила тем же.

В Литве, тем временем, вновь подняли тему «опасности Белорусской АЭС», которую построил российский Росатом, белорусского транзита через порт Клайпеда, «контрабанды табака» в Европу, который обеспечивают «кошельки Лукашенко» и другие темы. Однако за два дня вектор чётко сменился в сторону, что «кукловод» во всей этой истории – лично Владимир Путин.

Прошло только двое суток конфликта.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться: