Фёдор Туркин: "Пандемия меняет структуру спроса на рынке"

Фёдор Туркин: "Пандемия меняет структуру спроса на рынке"

Фёдор Туркин: "Пандемия меняет структуру спроса на рынке"

Пошли на пользу или во вред строительному рынку передряги 2020 года, «ДП» рассказал председатель совета директоров холдинга «РСТИ» (Росстройинвест) Фёдор Туркин.

Фёдор Олегович, как в целом развивался строительный рынок в уходящем году?

— Безусловно, «вызовом номер один» для рынка в этом году стала пандемия, которая наложилась на и без того непростую экономическую обстановку. В период карантинных ограничений рынок «штормило». Весной деловая жизнь практически замерла, в апреле и мае уровень продаж заметно снизился. В Москве стройки были ненадолго остановлены, в Санкт-Петербурге было разрешено продолжить строительство с учётом выполнения всех противовирусных мер. Работы на всех наших объектах в Санкт-Петербурге (включая объекты по госконтрактам — школу в Каменке и новый корпус НИИ скорой помощи имени Джанелидзе) продолжались в полном объёме.

После снятия ограничений спрос начал быстро восстанавливаться, активность покупателей значительно возросла, чему в немалой степени способствовали прогнозы о второй волне пандемии и нестабильность курса рубля. Активный спрос мы почувствовали во всех сегментах рынка, не стал исключением и класс премиального жилья, причём это коснулось самых дорогих лотов. Объём наших продаж в петербургских проектах по результатам 9 месяцев текущего года вырос на 25% в денежном выражении, а количественно, то есть в квадратных метрах, сопоставим с объёмом, реализованным за аналогичный период в прошлом году.

Рынку существенно помогла государственная программа субсидирования ставок по ипотечным кредитам при покупке квартир в новостройках. Именно она позволила поддержать спрос. Предвосхищая ваш вопрос о том, не стала ли льготная ипотека причиной повышения цен и перегрева рынка, отмечу, что на удорожание квадратного метра как для застройщика, так и покупателя, в значительной степени влияют и другие факторы: переход на эскроу-счета, инфляция, колебания курса национальной валюты и т. д.

Можно ли найти во всём этом какой-нибудь позитив?

— Можно сказать, что бизнес во время пандемии возводил мосты в будущее. Пришлось в срочном порядке внедрять инструменты дистанционных консультаций и продаж, что при обычном стечении обстоятельств было бы делом сравнительно отдалённого будущего. Аналитики подсчитали, что режим самоизоляции привёл в российскую онлайн-торговлю не менее 10 млн покупателей. Для некоторых компаний такой рост стал спасительным во время кризиса, а для некоторых — даже прорывным. В холдинге «РСТИ» мы также усовершенствовали дистанционные схемы — наши менеджеры консультируют клиентов по телефону и электронной почте, мы предлагаем электронную регистрацию договора долевого участия. В период карантинных ограничений доля сделок с электронной регистрацией выросла в 3 раза. Сейчас на сайтах наших объектов есть возможность забронировать, а по некоторым жилым комплексам — и приобрести квартиру онлайн.

Высказываются мнения, что традиционная торговля умерла, и ей на смену пришёл всеобщий AliExpress. Но, несмотря на то, что в карантин дистанционные продажи стали спасением, после снятия ограничений всё вернулось на круги своя — большинство клиентов по прежнему предпочитает получать консультацию по покупке квартиры вживую. В целом доля онлайн-продаж не превышает 10%.

Реклама

Как изменились предпочтения покупателя?

— Пандемия меняет структуру спроса. Например, в нашей компании на 5% увеличилась средняя продаваемая площадь квартир — сейчас это не менее 45 кв. м. В структуре продаж снизилась доля квартир-студий и «однушек», при этом растёт количество двухкомнатных квартир. Претерпела изменения и структура по типам оплат: почти на 20% выросли продажи в ипотеку и сократились сделки со 100% оплатой и рассрочкой. Наибольший рост у нас произошёл в более высоких сегментах. Это связано, в том числе, с ростом строительной готовности наших жилых комплексов Familia и Terra, приближающимися сроками их ввода. Выросла доля региональных покупателей — сейчас это более 40% всех наших клиентов, при том, что ещё год назад их количество не превышало трети. Наши квартиры традиционно пользуются спросом у жителей СЗФО, их доля — не менее 10%. В этом году значительно прибавилось покупателей из регионов Дальнего Востока и из Москвы.

Всё более востребованными становятся квартиры с отделкой. Философия «заезжай и живи» проникла даже в высокие ценовые сегменты. В массовом сегменте это уже практически обязательное условие, но всё чаще об отделке нас просят покупатели бизнес- и премиум-класса. В нашем первом московском проекте — дизайнерском доме ELEVEN — мы решились на ответственный шаг и предложили рынку отделку в доме премиум-класса. Мы на 100% угадали желание покупателей не тратить свои время и нервы на ремонт.

Какие изменения могут произойти на строительном рынке в ближайшее время?

— С большой долей вероятности активный спрос на квартиры во всех ценовых сегментах продолжится до конца 2020 года. Далее традиционно следует спад деловой активности, обусловленный праздничными каникулами. Рынок «просыпается» во второй половине февраля — начале марта, растёт спрос, застройщики выводят на рынок новые проекты. Такой сценарий развития событий вполне вероятен, если не будет повторно введён режим всеобщей самоизоляции и если относительно стабильным будет курс рубля. Как будет чувствовать себя рынок в ином случае, спрогнозировать сложно.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться: