Формирование Правительства и Конституционного суда изменится

Формирование Правительства и Конституционного суда изменится

Формирование Правительства и Конституционного суда изменится

Действующее законодательство о Правительстве и о Конституционном Суде будет приведено в соответствие с новыми конституционными положениями, одобренными россиянами на общероссийском голосовании и вступившими в силу 4 июля 2020 года. Соответствующие законопроекты думский Комитет по госстроительству и законодательству 7 октября рекомендовал палате принять в первом чтении. Глава комитета Павел Крашенинников сообщил, что законопроекты планируется рассмотреть на ближайших пленарных заседаниях.

Новые правила утверждения кабмина

Президентский законопроект «О Правительстве Российской Федерации» — это не поправки в действующий федеральный конституционный закон, принятый в 1997 году, а новый закон о Правительстве. Об этом заявил в среду Павел Крашенинников, пояснив, что проектом закона определяется статус Правительства, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. В частности, законопроектом закрепляется положение о том, что кабмин входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти.

В документе также указывается, что в системе публичной власти Правительство обеспечивает проведение в стране единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Законопроектом устанавливается новый порядок назначения на должность членов кабмина, предусматривающий усиление роли парламента. Кроме того, обновляется и порядок освобождения от должности членов кабинета министров и порядок прекращения полномочий Правительства, в том числе в связи с выражением недоверия Госдумой.

Согласно новой процедуре формирования Правительства, премьер-министр, его замы и федеральные министры (кроме министров «силового блока») назначаются Президентом после их утверждения Госдумой. При этом кандидатура председателя камбина выдвигается главой государства, а кандидатуры вице-премьеров и министров — самим председателем Правительства. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого из них. Также он может отправить в отставку премьера без роспуска Правительства.

В случае трёхкратного отклонения Госдумой кандидатур председателя Правительства, его заместителей или федеральных министров, президент вправе назначить их без утверждения парламентом. Министры «силового блока» назначаются на должность Президентом после консультаций с Советом Федерации.

Павел Крашенинников отметил, что новая процедура формирования кабмина более прозрачная, «поскольку утверждение всех членов Правительства будет происходить публично». При этом депутат считает важным, чтобы именно парламент утверждал членов Правительства, так как оно представляет парламенту отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Федеральным Собранием.

Помимо новаций по части формирования Правительства законопроектом также закрепляются его обновлённые полномочия в области соцобеспечения, защиты семьи и детства, молодёжной политики, здравоохранения, а также обеспечения доступной и качественной медицинской помощи, взаимодействия с институтами гражданского общества и научно-технологического развития страны. По мнению Павла Крашенинникова, эти изменения позволят повысить уровень правового регулирования соответствующих сфер.

Ранее РИА «Новости» сообщило, что Комитет Совета Федерации по Регламенту считает необходимым предусмотреть в законопроекте о Правительстве механизм дальнейших действий в случае, если представленная Президентом в Совфед для консультаций кандидатура силового министра не нашла поддержки сенаторов. В то же время Комитет по Регламенту и профильный Комитет Совфеда по конституционному законодательству поддержали концепцию законопроекта.

Совфед сможет лишить полномочий конституционных судей

Другой законопроект приводит в соответствие с новыми положениями Конституции порядок формирования и полномочия Конституционного Суда. В частности, документом уточняется численный состав КС РФ, который будет состоять из 11 судей, включая председателя и его заместителя. При этом в документе отмечается, что КС правомочен осуществлять свою деятельность при наличии не менее 8 судей.

Согласно новации, изменяется и порядок прекращения полномочий судей КС РФ, включая председателя и его заместителя. Таким правом наделяется Советом Федерации по представлению Президента в случае совершения судьёй поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий.

Законопроектом предусматривается, что Конституционный Суд сможет по запросу Президента проверять конституционность законопроектов и принятых законов до их подписания главой государства, а также региональных законов — до их обнародования главой субъекта РФ.

Также КС разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции. Правом обращения в КС с таким запросом предлагается наделить Президента, Правительство, Верховный Суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В случае возникновения спора, КС по запросу Президента РФ, Правительства или Верховного Суда разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка России.

Предусматривается также, что КС РФ по жалобам на нарушение прав и свобод станет проверять конституционность законов и иных актов, применённых в конкретном деле — в случае, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Согласно законопроекту, правом на такое обращение в КС РФ обладают граждане, юрлица, а также в их интересах — уполномоченный по правам человека и общероссийские организации.

Помимо этого, в законопроекте содержится ряд других положений, уточняющих порядок конституционного судопроизводства, а также направленных на совершенствование организационных основ деятельности КС РФ.

Поделиться: