Завод
Ирина Овчинникова. Артисты балета у заводского станка, актеры в рабочей робе и оркестр в спецовках, оперные певцы на подъемных кранах. А еще световое шоу там, где раньше самыми яркими были искры от болгарки, ельник в одном из цехов и звуки огромного действующего завода. На «Энергомаше» в Чехове прошел необычный спектакль «Мистерия высокого давления». Что такое настоящий site-specific, почему крановщицы стали актрисами и кому нужны такие эксперименты — в материале РИА Новости.
Музыка завода, мир труда
«Это чем-то напоминает спектакли, где ты ходишь по улице или дому, а актеры как бы не для тебя играют, а сами живут», — восторженно говорит одна из зрительниц. Вторая соглашается и добавляет, что «еще на квест похоже — только здесь все настоящее». Так они описали, что же такое модный сейчас site-specific.
По-простому: все подчинено месту, оно диктует свою логику и средства выражения. Так, для спектакля о производстве не надо строить декорации цехов и станков, просто поезжайте на завод.
При создании «Мистерии» пошли еще дальше: для либретто использовали инструкции к станкам и архивы предприятия, музыку записывали в том числе на основе тех звуков, что издают машины. В спектакле задействовали реальных рабочих — они по задумке авторов и проводят зрителей в свой «мир таинства созидания». Там, где плавится сталь, делают арматуру для электростанций, которые греют всю страну, а от сна во время смены будит нечистая сила — не домовой, а «цеховой».
Только один раз
«Сегодня мы все стали свидетелями, как пространство завода раскрылось с помощью разных направлений в искусстве и мультимедиа, — говорит РИА Новости режиссер Юрий Квяковский. — Тема этого спектакля — деталь, которая может быть твоим продолжением, а может стать даже главнее тебя».
Это, по его мнению, еще и исследование — людей, площадей, пространства, возможностей. «Когда вступаешь в эти процессы, результат всегда непредсказуемый», — добавляет он.
«Жаропрочность»
1 из 5
«Жаропрочность»
Действительно, «Мистерия высокого давления» оказалась неожиданным спектаклем-пазлом. Для трех групп, на которые разделили зрителей, он сложился по-своему.
Балетная зарисовка у станка на движущейся платформе, с воздушной гимнасткой на балке под потолком с зажженным фаером — метафора печи, где тело становится равнозначно материи. Документальные театральные зарисовки из жизни рабочих — они влюбляются, надеются на премию, рассуждают о том, когда их заменят роботы, и отмечают Новый год. Мультимедиа-перформанс, во время которого на огромных экранах показывают интервью местных рабочих-крановщиц.
А между всем этим — переходы по зданию с потолками, высоту которых невозможно оценить (они далеко вверху). Красные и синие лучи образуют коридоры и сетки, они прорезают ельник, появившийся в цеху на пару часов, подсвечивают станки.
Подсветка на территории завода
1 из 3
Подсветка на территории завода
Сравнивать эффект от порядка элементов спектакля никто не берется, тем более что выбрать другую схему в следующий раз невозможно. Как любой настоящий site-specific-проект, это разовая история.
Общей для всех стала только музыкальная концовка с певцами в корзинах подъемных кранов и оркестром в рабочей робе. После — выход на поклон участников, а среди них — те самые крановщицы.
Атом и искусство
Музыкальная часть спектакля
1 из 3
Музыкальная часть спектакля
«Мы пытаемся крупный флагман атомной промышленности, которому более 60 лет, соединить с искусством, — объясняет РИА Новости Александр Лебедев, учредитель Благотворительного резервного фонда, при поддержке которого прошел спектакль. — Думаю, в мире таких опытов практически нет».
«Я считаю, что произошедшее прежде всего важно для завода и для Чехова — малого города Московской области», — отмечает продюсер Антон Кочуркин.
И добавляет: возможно, спектакль — одно из самых ярких событий в жизни для некоторых рабочих завода. Так это или нет, к сожалению, узнать не удалось — не привыкшие к повышенному вниманию энергомашевцы ушли после официальной части.
«Похоже, у них закончилась смена», — пошутили организаторы. Уже на следующий день рабочие вернутся к привычному графику, который в последний месяц был сильно перестроен для репетиций.