Как прокладывали маршрут полёта до изобретения приборов навигации

Как прокладывали маршрут полёта до изобретения приборов навигации

Как прокладывали маршрут полёта до изобретения приборов навигации

Фото:  Пресс-служба Министерства обороны

24 марта в России отмечают День штурманской службы ВВС России. Этот праздник появился в календаре памятных событий относительно недавно — 21 год назад. Дата праздника была установлена 24 марта. В этот день в 1916 году начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).

Специальные службы в военной авиации — метеорологическая, аэронавигационная, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная и инженерно-техническая — появились во время Первой мировой войны.

В то время ещё не существовало точных приборов, которые помогали лётчикам прокладывать маршрут, находясь в полёте. Поэтому в обязанности штурмана-авианавигатора входила ориентировка в воздухе по земным объектам. Он сличал карту с местностью, опознавал ориентиры, после чего указывал рукой лётчику направление дальнейшего полёта. Штурман также должен был учитывать данные метеосводок при организации полётов, следить за исправностью навигационного оборудования самолётов и аэродромов, а в случае необходимости — ремонтировать его.

С тех пор техническое оснащение самолётов сильно изменилось. Тем не менее, роль штурманской службы по-прежнему высока, особенно в военной авиации. Если на гражданских самолётах с развитием техники всё чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то в ВВС ни один самый совершенный прибор не сможет его заменить. В боевой ситуации приборы навигации могут выйти из строя, а опытный штурман способен проложить маршрут и без них.

Большой вклад в развитие штурманской службы вооружённых сил РФ внёс Борис Васильевич Стерлигов, которого по праву называют отцом-основателем отечественной штурманской службы.

Как прокладывали маршрут полёта до изобретения приборов навигации

В 1933 году он стал Главным штурманом (флагштурманом) Военно-воздушных сил и руководил главной штурманской службой страны до второй половины 1940-х годов. За это время Стерлигов успел разработать методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

Сегодня, по данным Минобороны, в объединениях, соединениях и частях Воздушно-космических сил проходят службу более двух тысяч штурманов различных родов авиации. Основной задачей штурманской службы является обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Поделиться: