Как создавалась первая железная дорога в России

Как создавалась первая железная дорога в России

Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837 год © public domain

184 года назад, 11 ноября 1837 года, состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги общего пользования по маршруту Петербург — Царское Село.

Строительством железной дороги руководил австрийский инженер Франц Герстнер, который прибыл в Россию по приглашению горного ведомства в 1834 году. Его командировали на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения. По возвращении в Петербург Герстнер  предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России, в том числе и магистрали Петербург — Москва.

После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги (Петербург — Царское Село — Павловск). Ему разрешили учредить для этих целей акционерное общество с капиталом в 3 миллиона рублей.

К весне 1836 года все было подготовлено для начала работ. Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии. Стройку охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей.

Всего в период наиболее интенсивного строительства насыпи на трассе работали до 1800 человек. Во второй половине лета к ним присоединилось 1400 солдат, снятых с Красносельских лагерей. Главными рабочими инструментами строителей были лопаты и кирки, также использовались тачки и конные повозки.

Торжественное открытие участка железной дороги между Петербургом и Царским Селом длиной около 27 километров состоялось (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги.

Первый поезд, состоящий из паровоза и восьми вагонов,  вёл сам Герстнер.  В одном из вагонов ехал император Николай I. Поездка заняла 35 минут. Открытие железной дороги вызвало небывалый резонанс в обществе. Всюду —  на плакатах, в газетах и даже на конфетах — появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра шёл водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль была отведена паровозу.

На всём протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года.

Поделиться: