Как устроены мемы и почему они вытесняют анекдоты

Как устроены мемы и почему они вытесняют анекдоты

Сердитый кот (Grumpy Cat)Как устроены мемы и почему они вытесняют анекдоты

Ольга Распопова. Первое апреля на карантине — отличный повод разобраться, как действует самая вирусная форма современного юмора. О том, что общего у мемов с генами, почему смешные картинки из интернета заменили любимый в СССР жанр анекдота и кто такие пикчеры, — в материале РИА Новости.

Мемы, гены и реклама

Стихийно возникает, стремительно распространяется, достигает пика и постепенно угасает — циклы жизни вируса и мема очень похожи. И названием этот вид юмора обязан известному биологу.

В 1976 году вышла книга Ричарда Докинза «Эгоистичный ген», ставшая бестселлером. Рассуждая о единице наследственной информации, английский ученый задумался над тем, как по аналогии обозначить целостный, способный к повторению и подчиняющийся естественному отбору минимум.

«Ген» в области культуры Докинз предложил называть «миметес» (от древнегреч. — «подражатель, имитатор»). Этим термином он объединил навязчивые мелодии, популярные в обществе идеи, модные фразочки и известные афоризмы. В 1988 году слово meme (в русском языке прижилось произношение «мем», хотя по правилам — «мим») пополнило Оксфордский словарь.

Параллельно на явление указали советские исследователи: в 1987-м лингвист Юрий Караулов назвал «прецедентными» тексты, высказывания или отдельные слова, отвечающие трем условиям: они значимы для отдельной личности, известны ее широкому окружению и неоднократно воспроизводятся в речи.

В 90-х и нулевых среди главных поставщиков приставучих выражений были рекламные ролики. Афоризмы вроде «До первой звезды», «Не айс», как и сентенции известного тогда персонажа Лени Голубкова, повторяла вся страна.

Как в том анекдоте

Можно ли считать предтечей интернет-мемов лубок или шарж? Известный карикатурист Сергей Елкин считает, что нет. По его мнению, этот сетевой феномен скорее «появился из бородатых анекдотов — вроде тех, что рассказывают про Штирлица», где все знают концовку и каждый раз с удовольствием ее повторяют.

«Анекдоты — слишком «бедная», по нынешним меркам, манера подачи развлекательного контента», — соглашается с ним создатель проекта La Qeque (более 29 тысяч подписчиков) Виктор Чегодаев.

Дмитрий Вернер, создатель и главный редактор старейшего юмористического портала Рунета anekdot.ru уверен: «Мемы — это анекдоты XXI века. Благодаря интернету изменилась форма — теперь можно делиться не только словесными шутками, но и картинками, видео. Возможно, в будущем люди станут обмениваться мыслями напрямую и юмор будет появляться не на экране смартфона, а сразу у вас в голове. Но суть смешного останется прежней».

«Ну, Пикчер, ну ты бох»

Многие российские СМИ пытаются серьезную новостную повестку подавать с помощью мемов, стараясь повторить успех проектов «Лентач» и «Образовач». Мемы в этих изданиях делают пикчеры — термин появился в 2015 году с легкой руки одного читателя, оставившего комментарий «Ну, Пикчер, ну ты бох».

Такие специальные редакторы должны разбираться в политике, экономике, науке, искусстве — в общем, в идеале быть очень эрудированными людьми с развитым чувством юмора и редким талантом высекать искру мемов из коллективного бессознательного.

"Хороший мем проходит через все источники. Какой-то маленький автор у себя его опубликовал, за сутки мем увидит сотни пабликов, где-то будет дорабатываться, а где-то упрощаться — и вот он уже в федеральных СМИ и в рекламе. Это непрерывный процесс постоянной коллективной работы", — говорит Чегодаев.

Сейчас мем, как правило, выхолащивается до картинки, универсального трафарета, и каждый следующий пользователь сам может «раскрасить» его под себя — фактически это фольклор, где важна воспроизводимость, а не имя автора. Вспомните ту самую картинку с парнем, который идет со своей девушкой, но заглядывается на проходящую мимо незнакомку в красном, или растерянного Траволту из «Криминального чтива».

Лайк, шер, репост

В начале года мем «четыре соцсети» был настолько популярным, что перешел в массовый флешмоб, который поддержали ведущие художественные музеи мира, доказав, что смешные картинки из Сети — не только подростковая забава.

В Кембридже и Гарварде есть программы подготовки для желающих изучать мемы, а многочисленные книги и курсы посвящены принципам вирусного маркетинга, ориентированного на использование силы этого юмора в коммерческих целях.

Некоторые мемы бывают настолько сложносочиненными (такие как раз любит Илон Маск), что им посвящают полноценные научные статьи.

На Западе процветает направление deconstructions memes, а у нас выстрелил специфический паблик «Страдающее Средневековье», нацеленный на интеллектуалов.

Однако у абсолютно у всех хороших мемов есть общие черты: они всегда смешные (зачастую до абсурда), актуальные и вирусные. Это юмор, возникающий в ответ на определенную ситуацию, которая таким образом переживается.

"Мемы — реакция людей на те события, которые им неподвластны, такая фига в кармане современного человека", — считает участник арт-группы "Сну-сну" Александр Колпаков.

Терапевтический эффект мемов очевиден: не только заставляют улыбнуться, но и уменьшают число суицидально настроенных интернет-пользователей, указывает The Atlantic.

Возможно, мемы — это иероглифы нашего времени, они так же прекрасно описывают повседневную жизнь в картинках. А главное — тоже немыслимы без котиков.

Поделиться: