Какие иностранные автомобили собирали в России в начале прошлого века

120 лет назад, 31 марта 1902 года, был заключен контракт на право сборки в России автомобилей марки «Даймлер».

Документ подписали представители Петербургского «Акционерного общества машиностроительного, чугунолитейного и котельного завода «Г.А. Лесснеръ»» и немецкой автомобилестроительной компания «Даймлер-Моторен».

Интересно, что почти за 20 лет до этого в сентябре 1881 года немецкий инженер Готлиб Даймлер отправился в служебную командировку в Россию. Тогда он еще работал в компании по выпуску газовых двигателей. Предприятие активно искало рынки сбыта, огромная Россия в этом плане представляла особый интерес.

Через три месяца инженер доложил о результатах поездки руководству: «В Москве я был удивлён, увидев размах промышленной деятельности, о котором на Западе известно очень мало и бытует совершенно ложное представление: здесь же всё взывает к оживлению технического прогресса».

Руководство фирмы предложило Даймлеру основать в России филиал компании, но сделать этого инженер не успел. Он перешел на другую работу — в конструкторское бюро по разработке лёгких стационарных газовых моторов, ставших впоследствии предтечей автомобильных двигателей. А еще через восемь лет учредил фирму Daimler-Motoren-Gesellschaft.

При этом Даймлер не забыл свою поездку в Россию и вскоре нашел себе там партнеров по продаже двигателей. А вот сами автомобили «Даймлер» в России начали собирать уже после смерти Готлиба. Этот шаг был предпринят после слияния «Даймлер-Моторен» с фирмой «Бенц», в итоге ставшей концерном «ДаймлерБенц».

Производство автомобилей марки «Даймлер» в России велось всего семь лет, до 1909 года. За это время было выпущено около 100 автомобилей: грузовиков, первых отечественных пожарных машин, омнибусов и лимузинов. Кстати, в их числе был и представительский лимузин для председателя Совета Министров России графа Витте.

Поделиться: