Клишас: закон о дорожных камерах защитит россиян от необоснованных штрафов

Правительство должно определить единые стандарты размещения видеокамер на дорогах и их программного обеспечения. Предписывающий это проект закона внесён в Госдуму 5 июля. Авторами инициативы выступили первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, глава Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и его первый заместитель Ирина Рукавишникова. О том, что изменится в жизни автомобилистов с принятием этого закона, Андрей Клишас рассказал «Парламентской газете».

— Андрей Александрович, как вы охарактеризуете ситуацию с автоматической фотовидеофиксацией нарушений ПДД на сегодняшний день? Почему к этому порядку у законодателей возникли вопросы?

— По действующему законодательству за административные правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, привлекаются собственники этих транспортных средств.

При этом используется особый порядок привлечения к административной ответственности, то есть протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Однако копия постановления может быть направлена ему не только почтой, но и в форме электронного документа.

Согласно данным Госавтоинспекции, в 2019 году для автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения использовалось свыше 17 тысяч специальных технических средств. В 2020 году их количество выросло до 19,3 тысячи. С помощью камер в отношении собственников транспортных средств вынесено 145,5 миллиона постановлений по делам об административных правонарушениях, что составило 88,9 процента от общего количества вынесенных постановлений. Сумма назначенных штрафов составила 94 миллиарда рублей.

Как мы видим, с каждым годом количество таких комплексов фотовидеофиксации значительно увеличивается, увеличиваются их технические возможности, расширяется спектр фиксируемых средствами автоматической фиксации нарушений ПДД. При этом в рамках правоприменительной практики мы также увидели, что у владельцев транспортных средств возникают сложности с обжалованием вынесенных постановлений в связи зафиксированными нарушениями ПДД.

В целях защиты прав граждан, по поручению первого заместителя председателя Совета Федерации Андрея Турчака и при его участии, а также по итогам работы с обращениями граждан в регионах, была отмечена необходимость в закреплении, конкретизации положений, регулирующих использование таких средств фотовидеофиксации. Внесенным законопроектом как раз предложен механизм, который бы защищал водителей от необоснованных штрафов.

— Расскажите подробнее о необходимости внесения законопроекта?

— В настоящее время существуют общие технические требования и правила применения специальных технических средств, которые фиксируют нарушения ПДД. Вместе с тем их применение в силу отдельных положений законодательства не является обязательным. Таким образом, единые обязательные требования к дорожным камерам на данный момент отсутствуют.

На практике, для минимизации ошибок при вынесении постановления об административном правонарушении, зафиксированном с помощью специальных технических средств, существует процедура их поверок, а также оценка полученных данных уполномоченным должностным лицом при вынесении постановления. Но эта процедура дает сбои, многие из этих случаев рассматривались нами при подготовке текста законопроекта, анализировались случаи, которые возникали в Москве, Республике Татарстан, Волгоградской, Вологодской и Тюменской областях.

В частности, по причине некорректной работы средств фиксации в этих регионах, десятки тысяч водителей были вынуждены обжаловать вынесенные в отношении них постановления, при этом испытывая объективные сложности в доказывании отсутствия своей вины, не имея документально подтвержденных сведений о неправильной работе специальных технических средств.

Как раз отсутствие единых обязательных требований к установке камер, а также порядку обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, является существенным препятствием при обжаловании гражданами вынесенных в отношении них постановлений. Эту проблему и призван решить внесенный законопроект.

— Что именно предлагается изменить?

— Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации рядом полномочий по определению требований к используемым дорожным камерам, к установленному на них программному обеспечению, а также к полученным с их помощью фото и видеоматериалам.

Кроме того, кабмин должен определить порядок размещения технических средств фотовидеофиксации на дорогах. Проработать единые правила по информированию водителей о местах их размещения, требования к их обозначению, а также к порядку обработки, хранения и направления в уполномоченный орган информации об административных правонарушениях, полученной с использованием указанных средств.

С учетом большой работы над подзаконными актами, предусматривается отлагательный срок вступления закона в силу — по истечении 180 дней с момента его принятия.

Одновременно предлагается закрепить, что при нарушении указанного порядка производство по делу о таком административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

— Что изменится для граждан в случае принятия данного законопроекта?

— Ключевое — граждане, владельцы транспортных средств будут защищены от необоснованных штрафов зафиксированных автоматическими устройствами фиксации нарушений ПДД.

Для водителей повысятся гарантии законности и обоснованности их привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения.

Нарушение установленных Правительством Российской Федерации требований и порядков к данным средствам фиксации предлагается закрепить в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, что будет способствовать укреплению принципа законности в административном производстве.

Не стоит также и забывать, что выбор мест установки средств автоматической фиксации осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Поэтому обеспечение участников дорожного движения объективной информацией о фактах работы таких технических на конкретном участке дороги, имеет существенное значение и для повышения безопасности дорожного движения, профилактики правонарушений.

Поделиться: