Когда в России появились первые капитальные дорожные знаки

Когда в России появились первые капитальные дорожные знаки

Верстовой столб в Санкт-Петербурге © public domain

22 сентября 1764 года на Царскосельской и Петергофской дорогах были установлены каменные верстовые столбы по единому образцу, которые стали прообразом современных дорожных знаков. 

Первые деревянные верстовые столбы с обозначением расстояния до конечного пункта были установлены в середине XVII по распоряжению царя Алексея Михайловича вдоль дороги от Москвы до летней царской резиденции в Коломенском. От них и берёт своё начало выражение «верста Коломенская». Вскоре такие же деревянные верстовые столбы появились на дорогах от Петербурга до Царского Села и Петергофа. Дороги с деревянными указателями в те времена назывались столбовыми.

22 сентября 1764 года, уже при Екатерине II, комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы принимает решение о благоустройстве главных въездов в столицу по Царскосельской и Петергофской дорогам, и решает заменить деревянные указательные столбы на каменные. Первый такой столб появился в 1774 году на берегу Фонтанки около Триумфальных ворот. В том же году верстовые столбы появились вдоль Царскосельской дороги от границы Санкт-Петербурга до Царского Села.

Последний верстовой столб был установлен на границе Екатерининского парка вблизи Орловских ворот, построенных по проекту архитектора Ринальди, которого считают также и автором верстовых столбов.

Верстовые столбы изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора Петербурга. На первом и последнем столбе были установлены солнечные часы. Уцелевшие верстовые столбы реставрированы в 1970-1990 годах.

Поделиться: