Критики предсказали победителя Берлинского кинофестиваля

Кадр из фильма «Берлин, Александерплац»

Анна Нехаева. Фильм про беременную девушку-подростка, а еще новая версия романа об искуплении, скандальный «ДАУ» и костюмная вестерн-драма должны победить на Берлинале. Эксперты как никогда разделились во мнениях о том, какую картину признают новой классикой современного кино. В этом году спорят почти по каждому фильму основного конкурса. Тем интереснее дискуссия, итог которой станет известен уже в субботу вечером.

Лидеры, но не всегда

Явного фаворита на главный приз Берлинале, «Золотого медведя», нет. Создается впечатление, что у каждого зрителя, кинокритика свой фестиваль — настолько мнения противоречат друг другу.

"Здесь несколько вариантов: победить может фильм-компромисс, и тогда "Золотого медведя" получит американская картина, — говорит кинокритик из Берлина Рюдигер Сушланд, для которого нынешний Берлинале — 24-й по счету. — Таким "консервативным" вариантом стала бы победа Келли Рейхардт и ее "Первой коровы".

Аргументы за: это режиссер-женщина, которая сняла картину про американский Запад, иммигрантах в XIX веке и их своеобразный «молочный» стартап. Историю с поразительной красоты пейзажами с Тоби Джонсом и Джоном Магаро в целом приняли тепло, но все же не с овациями.

Немец Дитер Освальд (36 лет пишет о фестивале) уверен, что главного «Медведя» получит «Берлин, Александрплац» Бурхана Курбани, переосмыслившего знаменитый роман Альфреда Дёблина. История перенесена в современность, а главным героем стал чернокожий нелегальный мигрант из Африки Франсис.

«Сильная адаптация классической книги, получилось даже мощнее, чем у Райнера Фасбиндера», — отмечает Дитер.

Не меньше спорят по остальным номинациям: тут нашлось место подростковой драме о беременности, романтичной сказке, страшной итальянской истории о конфликте поколений.

«Мне кажется, что в жюри есть интеллектуалы, своеобразные первопроходцы. Так что наверняка «ДАУ. Наташа» получит какую-то из наград», — полагает немецкий критик Рюдигер.

Режиссер Илья Хржановский на красной дорожке перед показом фильма "ДАУ. Наташа" (DAU. Natasha)

О ленте Ильи Хржановского дискутируют давно. В конкурс вошла одна из десяти частей проекта. Это картина длительностью около двух с половиной часов о буднях сотрудницы буфета некоего НИИ, ее любовных отношениях. Именно этой «серии» Министерство культуры не выдало прокатное удостоверение (всего одобрили шесть частей, остальные четыре посчитали «порнографическими»).

Пресс-показ фильма на фестивале прошел почти при полном молчании, зато после финальных титров зрители, выйдя из зала, начали спорить. Одни называли «Наташу» новым словом в кино, с особым визуальным языком, других смутила жестокость и провокационность некоторых сцен.

Пожалуй, самый нежный и романтичный фильм конкурса — «Ундина» Кристиана Петцольда, новая версия знаменитой сказки о Русалочке. Девушка Ундина работает гидом и безумно влюблена в Иоганна, но тот бросает ее. Впрочем, героиня не отчаивается и окунается в новое увлечение, на этот раз Кристофом (Франц Роговски, которому предсказывают победу как лучшему актеру).

Кадр из фильма «Ундина»

А лучшей актрисой может стать Сидней Фланиган за роль в картине «Никогда, редко, иногда, всегда» режиссера Элизы Хиттман.

Заинтересовал критиков и итальянский фильм «Плохие сказки» — еще одна история о разных поколениях и разных взглядах. Картине предрекают награду за сценарий. Это лента двух режиссеров, Дамиано и Фабио Роберто Д’Инноченцо. Речь идет о нескольких семьях в пригороде Рима: внешне все стабильно (по итальянским меркам), а за фасадом — деспотичные родители, закомплексованные дети-подростки, их переживания, познание себя и знакомство с внешним миром. Финал неожиданный.

Кадр из фильма "Плохие сказки"

Мария Гонсалес из Испании отметила не только сценарий, но и мужскую роль (Элио Джермано). «Все персонажи очень хорошо прописаны, но Элио особенно удался его персонаж», — говорит она.

А судьи кто?

Лауреатов называет ежегодно сменяемое жюри, и от того, кто в него вошел, зависит история киномира. В этом году в жюри председательствует актер Джереми Айронс. Как указывают критики, когда главным становится артист, возникают жаркие споры.

«Все актеры немного нарциссы и перетягивают внимание на себя, так что финальное решение может стать сюрпризом», — считает один из экспертов.

«Карло неглупый, серьезный человек — он может выглядеть как мягкий итальянец, но это не так. Он наверняка повлияет на жюри, чтобы все запомнили первый Берлинале, который он возглавил», — полагает Рюдигер Сушланд.

Так что теории теориями, а интрига еще не раскрыта.

Поделиться: