Магазинам могут запретить требовать персональные данные покупателей

Магазины не смогут навязывать покупателям невыгодные для них условия договора и требовать у людей их персональные данные под угрозой отказа в продаже товара. За нарушение этого запрета предлагают ввести штрафы. Соответствующие законопроекты Госдума приняла в первом чтении 24 ноября.

По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, инициативы разработаны по поручению президента. В последнее время выявляют всё больше случаев, когда магазины навязывают людям условия, нарушающие их права. В 2010 году было 6,5 тысячи таких нарушений, в 2016-м — 8 тысяч, а в 2020-м — более 10 тысяч.

«При этом в договоры с потребителями продолжают включать условия, которые неоднократно признавали в судах недопустимыми, в том числе в рамках соответствующих дел с участием Роспотребнадзора», — сказала Анна Попова.

В связи с этим предлагают установить в законодательстве перечень недопустимых условий договора с потребителем. Например, продавец не сможет в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств или менять условия соглашения, цены, сроки доставки товара. Также он не вправе будет устанавливать штрафные санкции, заставлять клиента при приобретении одних товаров обязательно покупать другие или оплачивать какие-то сопутствующие услуги.

Важнейшая норма проекта заключается в том, что продавцам хотят запретить требовать при покупке товара персональные данные покупателя. Сейчас это делают и обычные, и интернет-магазины, а потом используют базы данных для рекламы. Исключение составят случаи, когда сбор таких сведений имеет законные основания. 

За нарушение этих запретов предлагают ввести штрафы. Для должностных лиц штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей, для юрлиц — от 30 до 50 тысяч рублей.

Поделиться: