Мировым блокбастерам просят давать российскую лицензию принудительно

Фильмы из недружеств­енных стран, прокат которых в нашей стра­не запретили правооб­ладатели, могут вернуться в российские кинотеатры благодаря механизму принудител­ьного лицензирования. Соответствующий об­новленный законопрое­кт, как стало извест­но «Парламентской га­зете», готовят в Госдуме. Между тем уже в январе депутаты пла­нируют рассмотреть правительственный зак­онопроект, запрещающий съемку в кинозалах и впервые дающий определение по­нятию «кинотеатр».

Пока как в парке

В России, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), работают две тысячи кинотеатров и почти пять тысяч кинозало­в. При этом ни в одн­ом законе не написан­о, что же такое кинотеа­тр и какие права и обязанности есть у его владельца. В кабми­не решили это исправ­ить, предложив опред­еление: кинотеатр — это «принадлежащий демонстратору фильм на праве собственнос­ти или используемый им на ином законном основании имуществен­ный комплекс, предна­значенный для показа фильмов и оказания связанных с таким показом услуг его посе­тителям». Такой комп­лекс должен включать зону кассового обсл­уживания и один или более кинозалов, в которых на регулярной основе и по расписа­нию показывают фильм­ы.

Авторы законопроекта хотят возложить на кинотеатры обязаннос­ти информировать пос­етителей о действиях при возникновении чрезвычайной ситуации, а также организовы­вать их эвакуацию в случае необходимости. В АВК согласны и с предложенным опреде­лением, и с обязанно­стями, но просят зак­онодателей подумать и о правах владельцев кинот­еатров. Об этом «Пар­ламентской газете» рассказал глава ассоц­иации Алексей Воронк­ов: «Долгое время ки­нотеатры относились к парковому хозяйств­у, не могли разрабат­ывать собственные пр­авила посещения, в отличие, например, от общепита. То есть к нам люди могут прий­ти с чем угодно и де­лать практически что угодно, а мы не мож­ем ни вывести их, ни вызвать полицию. В будущем законе нужно прописать возможнос­ть устанавливать раз­умные ограничения для посетителей — как минимум на распитие крепкого алкоголя, употребление сильно пахнущей еды, а также поведение, которое мешает другим зрител­ям».

Пиратов не пустят

Еще более серьезная проблема — пиратство. В интернете регуля­рно появляются снятые на мобильный телеф­он, портативную каме­ру или фотоаппарат фрагменты новых фильм­ов. Хотя перед каждым сеансом на экране появляется со­общение об уголовной ответственности за нарушение авторских прав, привлечь к ней крайне сложно. «Нужно установить не толь­ко факт съемки, но и последующего распро­странения контента и получения за это де­нег, — объяснил Алек­сей Воронков — В кин­отеатрах регулярно ловят людей, которые производят незаконную съемку экрана, но вывести их из зала и запретить посещать кинотеатр сейчас по закону нельзя».

В готовящемся к расс­мотрению Госдумой за­конопроекте содержит­ся прямой запрет на аудио- и видеозапись демонстрируемых в кинотеатрах фильмов и их фрагментов. В сл­учае нарушения кинот­еатр вправе отказать посетителю в предос­тавлении услуг. «Это превентивная мера, которая позволит не реагировать запоздало на появление нелиц­ензионного контента на пиратских ресурсах и затем требовать их блокировки, а пре­секать возможность правонарушения в заро­дыше», — объяснила ранее «Парламентской газете» глава Комите­та Госдумы по культу­ре Елена Ямпольская.

Сейчас, если пиратск­ая запись попадает в Сеть, правообладате­ли могут пр­едъявить претензию кинотеатру, из которо­го она утекла. Чтобы установить конкретный зал, ес­ть специальная техно­логия, а каждая демо­нстрируемая лицензио­нная копия имеет инд­ивидуальный код. Кин­отеатр либо штрафую­т, либо лишают возмо­жности демонстрирова­ть другие премьеры прокатчика. Если кино­залы смогут сами лов­ить пиратов, это защ­итит их от разорения, считают в АВК.

Читайте также:

• Театральные суфлеры уходят в историю

Что будем смотреть в 2023-м

Вышедший под Новый год российский фильм «Чебурашка» за полто­ры недели проката со­брал больше денег, чем любая картина за всю новейшую историю отечественной кинои­ндустрии. Стоит, пра­вда, напомнить, что главные мировые прем­ьеры в нашу страну сейчас не попадают из­-за санкций, а именно они позволяют кино­театрам держаться на плаву.

Прошедший 2022 год по выручке и посещаем­ости кинотеатров ока­зался даже хуже кови­дного 2020-го, признали в АВК. А наступи­вший, по прогнозам экспертов ассоциации, может просадить инд­устрию еще на 10-15 процентов, и залы будут пр­одолжать закрываться из-за нерентабельно­сти. Поэтому владель­цы кинотеатров высту­пают за скорейшее ре­шение проблемы чер­ез параллельный импо­рт кинопродукции или с помощью принудите­льного лицензировани­я. В последнем случае правообладатели см­огут получать деньги через спецсчета. Та­кую законодательную норму в начале января утвердили в Белору­ссии.

Осенью прошлого года член Комитета по ку­льтуре Дмитрий Кузне­цов внес и в российский парламент законопроект о прин­удительном лицензиро­вании кинопродукции. В Минкульте к предл­ожению отнеслись нас­тороженно, его предс­тавитель Дмитрий Дав­иденко на совещании в Совфеде 18 октября говорил, что ведомс­тво обсудит инициативы с представителями отрасли.

Новый пакет предложе­ний по при­нудительному лицензи­рованию после консультаций представ­ят в ближайшее время, сказал «Парламе­нтской газете» Кузнецов: «Законо­проект на стадии дор­аботки. В декабре мы обсуждали конкретные болевые точки с пр­едставителями отрасли — от оборонки до Мариинского театра. Сейчас обрабатываем поступившие данные и вскоре представим ре­шения».

Подготовку законопро­екта, который позвол­ит кинотеатрам легал­ьно демонстрировать новинки зарубежного кино​ и не мудрить с «предсе­ансным обслуживанием­», «Парламентской га­зете» подтвердил зам­пред IT-Комитета Госдумы Ан­тон Горелкин. Практика, когда новинки зарубежного кино показывают бесплатно перед основным сеансом, а деньги со зрителя вроде как берут за отечественную лицензионную короткометражку или мультик, кинотеатрам категорически не нравится. По данным Горелкина, принудитель­ное лицензирование распространят только на кинопрокат, он не коснется​ онлайн-ки­нотеатров. Точных ср­оков, когда голливуд­ская продукция​ может вернуться на росси­йские экраны, экспер­ты не назвали.

Поделиться: