Пармой единой: угасающий рынок кинотеатров столкнулся с очередным вызовом

Автор фото: kinopoisk.ru

Кассовые сборы кинотеатров в минувшие длинные выходные стали рекордными. Но расслабляться рано: фильмы не войдут в параллельный импорт. Теперь официально.

С 3 по 6 ноября российские кинотеатры заработали 550–555 млн рублей. Результаты являются рекордными за 9 месяцев, сообщает портал «Кинобизнес сегодня». До этого выручка кинотеатров превышала за уик–энд 550 млн рублей с 17 по 20 февраля, то есть до старта специальной военной операции. Тогда площадки заработали 589,6 млн рублей.
Лидером кинопроката в прошлые выходные стала российская лента «Сердце Пармы», собравшая 106 млн рублей. Не ясно, действительно ли фильм так хорош, или люди просто массово пошли в кино на ноябрьских праздниках.
Кинокритик и главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов считает, что рекордные сборы в кино связаны в том числе со школьными каникулами. У людей была потребность проводить время с семьями, и кинотеатры традиционно дали такую возможность.
«Я не видел картину “Сердце Пармы”. По тому, что я знаю, это масштабный фильм, таких мало на киноэкранах из–за мер больших зарубежных кинопрокатчиков. Блокбастеров не хватает, “Сердце Пармы” отдувается за всех, и сейчас это помогает русскому кинопрокату. Если бы была другая ситуация, фильм мог бы заработать ещё больше денег. Чем лучше жизнь, тем больше люди развлекаются», — рассказал критик.

Кино — не товар

Однако на этом хорошие новости для кинотеатров заканчиваются. Неделей ранее в Минпромторге РФ заявили, что фильмы нельзя внести в перечень для параллельного импорта. По товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС аудиовизуальные произведения не считаются товаром.
Хотя до этого ведомство внесло продукцию брендов Marvel, Disney и DC Comics в перечень для параллельного импорта. Алексей Воронков, глава Ассоциации владельцев кинотеатров, тогда говорил, что это пока не распространяется на фильмы американских компаний, но высказывал надежду на скорейшее решение вопроса.
В конце февраля компании Disney, Warner Bros и Sony Pictures приостановили свою деятельность на территории России, в том числе показы кино, производство и лицензирование фильмов. Правда, после этого Sony Pictures локализовала бизнес в стране. Как сообщают «Ведомости», юридическое лицо компании в России («Сони пикчерс продакшнс энд релизинг») сменило название на «Контент–клуб». Пост гендиректора компании сохранил Антон Сиренко. «Контент–клуб» будет заниматься кинодистрибьюторской деятельностью и инвестировать в производство российского кино. При этом «локализация» бизнеса в России поможет Sony Pictures вернуть в страну киноновинки.

Кинопродукт

В октябре на совещании комитета Совета Федерации по экономической политике обсуждалась тема выживания частных кинотеатров. Как отметил директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры Дмитрий Давиденко, с начала года в стране количество кинотеатров сократилось: из 2136 учреждений закрылись 277. С 1 января по 18 октября совокупный сбор кинотеатров составил 18,8 млрд рублей. Это на 44% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Причина падения сборов — уход американских компаний с российского рынка, подчеркнул Давиденко.
Популярность отечественного кино за год тоже упала. По кассовым сборам результаты проката фильмов, производство которых поддержало государство, составили 6,87 млрд рублей. В 2021 году этот показатель достиг 8,3 млрд рублей.
Из–за ухода зарубежных компаний летом сеть кинотеатров «Синема парк» — «Формула кино» планировала запустить новую услугу «кинопродукт»: зрителям предлагали бесплатное предсеансовое обслуживание, где был российский фильм и «зарубежные видеоматериалы» — фильм ушедшей из России компании. При этом формально этот последний показывался бесплатно. Но от такой идеи тут же отказались.

Делегализация наработок

Согласились бы российские кинотеатры показывать голливудские премьеры при возможности параллельного импорта, пока не ясно. В сети кинотеатров «КАРО» подчеркнули, что говорить об этом ещё рано. «Когда будут приняты конкретные изменения, тогда сможем прокомментировать», — отметили в пресс–службе сети.
Но не все петербургские кинотеатры ждут возвращения Disney, Warner Bros и Sony Pictures. Например, для «Ленфильма» киноленты этих компаний не были приоритетными. В Доме кино «ДП» рассказали, что американские новинки — не их контент. «Дом кино и до прерывания сотрудничества не работал ни с одной из компаний», — подчеркнули в киноцентре.
Василий Степанов не уверен, что параллельный импорт смог бы спасти кинотеатры. Но не все. «Люди, которые вкладывают многомиллионные деньги в кинотеатры, думают о будущем. В том числе о партнёрстве компаний, которые сейчас не разрешают прокатывать свои фильмы. Некоторые продюсеры выступают против параллельного импорта, потому что они предвидят огромные проблемы для себя. Рынок был отрегулирован, у него были правила, и теперь эти правила нарушаются. Это делегализует все многолетние наработки», — считает он.
Критик отметил, что российский прокат долго бился с пиратством и во многом смог приучить людей платить за контент и получать его легально. Возврат к нелегальному прокату отбросил бы индустрию на несколько лет назад, спасти её за счёт пиратов не получится.
Впрочем, параллельный импорт западных фильмов не выгоден и государству: оно не для того столько лет думало, как заменить западные фильмы высокодуховными отечественными, чтобы теперь, когда это случилось самой собой, сдавать назад.

Поделиться: