Первые грузовики поехали по Дороге жизни в блокадный Ленинград 79 лет назад

Первые грузовики поехали по Дороге жизни в блокадный Ленинград 79 лет назад

фото: creativecommons.org

Автомобильная дорога  для доставки грузов в блокадный Ленинград и эвакуации его жителей, которую проложили прямо по льду Ладожского озера, заработала 22 ноября 1941 года.

Если промышленные предприятия начали эвакуировать из Ленинграда в июле, то вывозить жителей стали только в августе. 30 августа гитлеровцы перерезали последнюю железнодорожную линию. С этого момента доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру.

Восьмого сентября 1941 года гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. В кольце оказались около 2,5 миллиона ленинградцев и 340 тысяч жителей пригородов.

В первые же блокадные дни оказались разбомблены основные продовольственные склады. Систему снабжения города и эвакуацию из него жителей по Ладоге разработали в кратчайшие сроки. На побережье со стороны города построили причалы в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье, к ним подвели узкоколейки.

Навигация закончилась раньше обычного — в начале ноября ударили сильные морозы, сковавшие Ладогу льдом.

22 ноября 1941 года удалось пустить первую автоколонну из 60 грузовиков по Военно-автомобильной дороге №101 (№102), 32-километровый участок которой проложили прямо по льду. Вдоль её трассы обустроили пункты обогрева.

Продовольствие в город возили в основном на автомобилях ГАЗ-АА, известных как «полуторки», а также на ЗиС-5.

«Дорога жизни» функционировала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года, когда с освобождением Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение Ленинграда со страной.

Всего за время её работы было эвакуировано свыше 1,37 миллиона ленинградцев, перевезено более 1, 6 миллиона тонн грузов.

Поделиться: