Петербург рискует остаться без частных театров

Автор фото: teatrpost.ru

Не всем частным учреждениям культуры Петербурга удалось пережить 2022 год.

Частным организациям в нынешнему году пришлось приспосабливаться к новым условиям, искать альтернативные способы монетизации и поддержки. Однако для некоторых площадок последние месяцы подготовили особо трудные испытания.

Впереди неизвестность

В конце ноября Городской театр в своих социальных сетях обратился к зрителям с заявлением, что декабрь станет последним месяцем, когда можно будет увидеть его спектакли на Камерной сцене в саду Сен–Жермен.
«Продолжат ли какие–то из них жизнь дальше, покажет время. Многих названий уже нет в афише, но пока ещё можно увидеть те, что остались», — сказано в публикации.
«Театр планирует в 2023 году продолжить работу в новом формате. Что касается того, удастся ли играть на других площадках, мы пока ответить не можем. Ситуация станет понятнее в январе», — ответили в театре на вопрос корреспондента «ДП» о дальнейших планах.
Городской театр основали выпускники РГИСИ в 2016 году. Коллектив несколько лет арендовал помещение на Литейном проспекте, 46. Камерная сцена вмещала всего 50 зрителей.
В этом году театр лишился государственной поддержки, дважды не получив субсидию от комитета по культуре. Эти деньги покрывали большую часть расходов. Оказавшись без них, Городской театр обратился за помощью к зрителям — организовал краудфандинговую кампанию. Необходимая сумма 2 млн рублей не набралась, и осенью коллектив открыл новый сезон на свой страх и риск. После нескольких месяцев работы театр всё–таки покинул свою сцену.

Режим молчания

Это не единственный творческий коллектив, который ждали невесёлые перемены в этом году.
В июле о закрытии работавшей 5 лет площадки «Порох» сообщил Инженерный театр АХЕ. Театр арендовал зал на 80 человек, производственную мастерскую, офис, склад для реквизита и костюмов. За годы работы творческая группа создала семь новых постановок, регулярно играла корневые спектакли и проводила «Лабораторию “Порох”» с еженедельными показами и участниками из других регионов.
При этом директор АХЕ Вадим Гололобов рассказал «ДП», что закрытие площадки не означает ликвидации самого театра. Но дальнейшая его биография, видимо, будет связана с другими странами. В конце июля коллектив последний раз выступил в России, дальнейших планов по работе в стране у АХЕ не было.
«Мы не можем в нынешней ситуации играть те спектакли, которые соответствуют нашей идее о “Порохе” как о площадке радикального и свободного высказывания», — сообщил Вадим Гололобов.
После нескольких месяцев молчания театр рассказал о новостях в своих социальных сетях и на сайте. Коллектив релоцировался во Францию и сейчас готовится к уличной презентации нового проекта «Икар» на арт–резиденции в Центре уличного искусства и театра Мулан Фондю.
«Мы будем создавать новые спектакли и играть уже готовые. Постараемся не исчезать из поля зрения наших зрителей, где бы вы ни находились», — рассказали представители коллектива.
С марта приостановлена на неопределённое время деятельность «театра post». Это независимая театральная группа, основанная в 2011 году учеником режиссёра Льва Додина выпускником СПбГАТИ Дмитрием Волкостреловым. Коллектив сформировался из однокурсников основателя — молодых артистов, объединённых общей целью: сблизить актуальное искусство и театр, найти новый театральный язык и исследовать современный мир театральными средствами.
Арт–директор «театра post» Дмитрий Коробков рассказал «ДП», что после начала украинских событий у участников театра состоялась дискуссия о возможности продолжения работы. «Мнения по этому вопросу разделились. Поскольку мы всегда были в значительной степени горизонтальной структурой, где решения принимаются коллективно, в данном случае решили поставить деятельность театра на паузу», — говорит Коробков.
Постановки в театре ставились только по текстам современных авторов. В репертуаре значились пьесы известных драматургов Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко. Актёры играли спектакли на альтернативных площадках и в других театрах: например на Новой сцене Александринского.

Вера в лучшее

Некоторым частным учреждениям всё же помог решить часть проблем краудфандинг. В октябре независимый книжный магазин «Фаренгейт 451», который 8 лет располагался на улице Маяковского, 25, был вынужден переехать. Собственник решил продать помещение, и магазину пришлось срочно искать новое место.
Для переезда требовались 175 тыс. рублей на первый месяц аренды, ремонт, расходы на перевозку книг, покупку стеллажей и подоходный налог. За помощью в сборе средств коллектив обратился к своим покупателям. За полтора месяца необходимая сумма набралась, и магазин смог переехать на новое место.
Владелец магазина Платон Романов рассказал «ДП», что теперь магазин будет находиться на улице Чайковского, 55. «Деньги собрали, помещение нашли, сейчас делаем ремонт. Думаю, ещё на неделю ремонт, и откроемся», — сообщил он.

Поделиться: