Пользователей соцсетей пересчитают по головам

Роскомнадзор разработал методику определения суточного количества пользователей информационного ресурса. Её использование становится обязательным для всех работающих в стране сайтов с 11 июня.

Пользователи нововведения не ощутят, а государству полная и объективная информация позволит точно понять, кто, когда и зачем заходит на те или иные сайты, рассказали «Парламентской газете» эксперты.

Что лучше — один счётчик или три?

В конце 2020 года был принят закон, определивший понятие «владелец социальной сети в Интернете», и установлены обязанности владельца соцсети, доступ к которой в течение суток составляет более 500 тысяч пользователей, находящихся на территории РФ.

Согласно приказу Роскомнадзора, соцсети должны установить предлагаемый счётчик посещаемости либо ведомство может запросить у них информацию о количестве юзеров. Если же и это не получается, то есть если владелец сайта не предоставляет данные о посещениях, Роскомнадзор может использовать специальные программы, а также обращаться к общедоступным данным в Интернете.

Для подсчёта количества посещений сайта сегодня существуют счётчики как российских, так и зарубежных компаний. Установить такую программу можно на любой ресурс, а их данные, если и будут незначительно различаться, в целом дадут объективное представление о том, сколько раз была просмотрена та или иная страница, рассказал «Парламентской газете» гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

По его мнению, доверия к трём разным счётчикам будет больше, чем к единственному, пусть даже если его установит Роскомнадзор.

Всех сосчитают

Госдума 1 июня приняла в первом чтении законопроект об измерении объёма интернет-аудитории. Он направлен на создание в России «единой методики для корректного сопоставления и анализа аудиторий в Интернете и на телевидении».

Отличие от приказа Роскомнадзора в том, что предложен универсальный механизм, который проанализирует посещаемость не только соцсетей, но и других ресурсов, например онлайн-кинотеатров, интернет-магазинов и так далее. В случае одобрения документа, порядок создания, формирования и ведения реестра ресурсов, объём аудитории которых подлежит исследованию, будет утверждать Правительство.

Разработчик законопроекта, член думского Комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Горелкин рассказал «Парламентской газете», что единый измеритель «увидит» не только объём аудитории, но сможет понять её предпочтения. На этом основании можно будет делать выводы, например, об успешности того или иного кинопроекта, то есть оценить эффективность вложенных в него госсредств.

На рядовых пользователях соцсетей и других интернет-ресурсов работа единого счётчика никак не отразится, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

© Игорь Самохвалов / ПГ

«Информация о посещаемости сайтов станет прозрачной для государства, поставит все ресурсы, отечественные и зарубежные, в равные условия», — сказал «Парламентской газете» Муртазин.

Эксперт отметил, что персональные данные юзеров при этом не затрагиваются и не будут фигурировать в отчётах. Кроме того, использовать полученную информацию в коммерческих целях регулятор не будет. «Это как с налогами: государство знает, какими активами располагает то или иное предприятие, но лишь для того, чтобы понимать налогооблагаемую базу», — добавил Эльдар Муртазин.

Новые кандидаты на «приземление»

Введение интернет-счётчика связано и с ещё одним рассматриваемым в эти дни законопроектом — так называемым законом о приземлении, который обязывает иностранных IT-гигантов открывать офисы в нашей стране. Новое правило предлагается распространить на ресурсы с суточной аудиторией более 500 тысяч человек, но, чтобы точно зафиксировать такую посещаемость, нужен объективный счётчик.

По данным авторов инициативы, членов думского IT-комитета, в числе потенциально «приземляемых» сейчас 20 компаний. Не исключено, что в ближайшее время список пополнится. Так, по мнению Дениса Кускова, в него могут войти онлайн-кинотеатры, аудитория которых стремительно растёт.

ИАА TelecomDaily несколько лет занимается изучением аудитории виртуальных кинозалов. Эксперты называют их площадки одними из самых привлекательных для рекламодателей. Более 55 процентов зрителей пользуются услугами онлайн-кинотеатров не менее трёх раз в неделю. При этом около трети пользователей ограничиваются бесплатным функционалом. Чтобы увидеть фильм бесплатно, им нужно просмотреть несколько минут рекламы. Но и подписка на онлайн-сервисы не гарантирует, что взаимодействовать с коммерческим контентом зритель не будет.

«Сегодня рекламодатели очень внимательно следят за отдачей от проводимых кампаний, — рассказал Денис Кусков. — Часто дело даже не в размере аудитории, а в её качестве. Просмотров у контента может быть не так много, зато отдача высокая».

Таким образом, «умный» счётчик, будь он введён, поможет не только государству, но и компаниям более эффективно планировать информационные и рекламные кампании.

Поделиться: