Послы доброй воли: как выпускники укрепляют репутацию вуза

Амбассадорская деятельность в России поддерживается организациями из самых разных сфер. Крупными компаниями и не очень, недавно образованными или, наоборот, с богатой историей. Перед каждой стоят свои цели и задачи, отчасти этим объясняется то, что амбассадоры зачастую играют совсем непохожие роли.

Изначально понятие пришло к нам из-за границы. Там амбассадоры представляют многие бренды, услуги и продукты. Причём именно звёзды в большинстве случаев становятся своего рода «лицом» той или иной марки одежды, аксессуаров, автомобилей. Но такие активисты могут быть в любой сфере деятельности, например, в образовании или науке — и совсем необязательно при этом являться знаменитостями.
В высшем образовании миссии амбассадоров могут существенно различаться. Их задачи сильно зависят от вуза. Где-то в обязанности амбассадоров входит представлять университет на зарубежных рынках образования, привлекать иностранных студентов. Где-то налаживать внутренние связи, контакты с банками, органами государственной власти, с влиятельными общественными организациями, выстраивать взаимодействие с крупными предприятиями.
Опыт Петербургского Политеха (СПбПУ) по организации Сообщества амбассадоров можно признать одним из самых передовых в России. Политех – это вуз с яркой историей, которому на будущий год исполняется 124 года, и где ежегодно выпускается 6 тыс. студентов. Поэтому Сообщество амбассадоров Политехнического университета довольно большое, а его деятельность — один из основных инструментов работы с выпускниками. При этом участие в проекте могут принимать также преподаватели, партнёры вуза и студенты. Всего на сегодняшний день их 267 человек, из них — 84% в возрасте до 50 лет. Это молодые и энергичные представители российских и международных компаний, заинтересованные в укреплении репутации вуза, его продвижении, в реализации совместных научных, общественных и образовательных проектов. Они ещё не достигли пика в своей карьере, зато с каждым из них университет может легко выстраивать эффективную коммуникацию. Получается взаимовыгодный диалог, который одновременно способствует укреплению имиджа вуза и помогает выпускникам успешно двигаться по карьерной лестнице.
Первая встреча Сообщества прошла весной этого года, и с этого момента была выстроена целая система взаимодействия с амбассадорами, которая постоянно совершенствуется на основе собственных наработок. Сейчас активно развивается двустороннее сотрудничество университета с компаниями, являющимися основными местами работы амбассадоров. Так, в октябре с Банком ВТБ было подписано соглашение о взаимодействии в сфере организации практики и стажировок студентов, которое тесно связано с их возможным трудоустройством в дальнейшем. Другой яркий пример — студенческое конструкторское бюро АО «Силовые машины» в Политехе, где идёт обучение принципам работы основных систем автоматизированного проектирования компании. Помимо этого, университет совместно с амбассадорами организует профориентационные экскурсии для студентов последних курсов бакалавриата и магистратуры.
Отдельное направление — развитие Эндаумент-фонда. Как и амбассадорство, эта тема относительно новая для России и сегодня активно набирает обороты. В то же время в Западной Европе и США данный институт существует уже сотни лет, а, например, фонд Йельского университета, основанный в 1718 году, сейчас составляет более 42 млрд долларов. Напомним, речь о целевом капитале — он закладывается на долгосрочную перспективу и передаётся управляющим компаниям, которые, в свою очередь, вкладывают средства в различные финансовые инструменты для достижения максимальной доходности. Процент же от капитала по итогам года допускается использовать на развитие университета, финансирование студенческих проектов, помощь учащимся и преподавателям. Жертвователями могут быть крупные и малые компании различного профиля. На данном этапе, например, деятельность Эндаумент-фонда Политеха, где сосредоточено 77 млн рублей, тесно связана с банковской сферой, но в ближайших задачах — привлечь промышленные предприятия, в том числе и те, где уже трудятся политехники.
На будущий год у Сообщества много планов. Среди них — Форум амбассадоров и благотворителей СПбПУ, а также фестиваль «Амбассадоры — студентам», где выпускники разных лет выступят перед нынешними студентами вуза с рассказами о своих достижениях, важных для успеха навыках, а также о преимуществах политехнического образования, которое стало ключом к удачному старту в современной жизни.
В конечном итоге, любой вуз в первую очередь гордится своими воспитанниками, и одна из его основных задач — помочь им реализовать себя в жизни и специальности, сохранить постоянный диалог между собой и представителями вуза для разработки возможных совместных проектов. Но и это не всё. Как отметила амбассадор Политеха и главный инженер проекта АО «Силовые машины» Ульяна Хлопкова, Сообщество амбассадоров как инструмент работы с выпускниками позволяет решить ряд задач. Среди них — ускоренный карьерный рост молодых специалистов, актуализация университетских образовательных программ, и, конечно же, досрочное насыщение промышленности высокопотенциальными кадрами.

Поделиться: