В 2020 году в рамках программы «Кешбэк за отдых в России» было освоено 1,2 млрд рублей из предусмотренных на возврат с туристических путевок 15 млрд. Средства будут использованы в ближайшие годы – на развитие внутреннего туризма: об этом Владимир Путин рассказал в ходе «Прямой линии» 17 декабря.
По мнению представителей отрасли, в следующем году внутрироссийский туризм имеет все шансы прибавить в показателях 3-4% в сравнении с 2019-м, направлению предрекают полное восстановление. Петербург, считают эксперты, традиционно войдет в пятерку лидеров спроса. Будут этому способствовать и «внешние» причины: в Российском союзе туриндустрии предполагают, что границы многих стран, популярных среди наших соотечественников, могут быть закрыты до сентября 2021 года. А вот возобновления въездного турпотока специалисты ждут уже весной.
Сегодня регионы активно занимаются поиском «магнитов» для гостей, формированием неких «карт» локальных культурных ценностей и соответствующих брендов, прорабатывают разнообразные программы и новые направления, создают совместные проекты.
Обеспечить безопасность
По словам экспертов, 2020 год довольно серьезно скорректировал потребительские привычки: многие отдавали предпочтение менее продолжительным турам и направлениям, близким к дому – на расстояние до 500 км, люди стали тщательнее изучать рыночное предложение, принимать более взвешенные решения и уделять больше внимания безопасности. Это говорит в пользу развития автобусного туризма. Тем более, что многие операторы, которые ранее организовывали поездки за рубеж, после закрытия границ стали предлагать россиянам путешествия по стране.
«Исходя из потребностей туристов, сейчас операторы сфокусированы на безопасности перевозок, причем выигрывают предприятия, которые используют новую европейскую технику – в плане надежности и комфорта у них есть большие преимущества», – говорит Александр Баженов, директор департамента автобусов и двигателей «Скания-Русь».
Во время экскурсии автобус становится вторым домом, и чтобы найти своего клиента, туроператоры стремятся обеспечить пассажирам высокий уровень комфорта. С этой целью мировые производители адаптируют технику для российских условий работы. Например, в автобусе шведской марки Scania установлена мощная система климат-контроля для поддержания комфортной температуры в жару и специальная подготовка автобуса — для поездок по Северным областям России. Для удобства пассажиров в салоне установлены USB-разъемы для подзарядки мобильных устройств, эргономичные мягкие кресла с ремнями безопасности. Обязательными для автобусов марки Scania является наличие удаленной системы мониторинга и системы ЭРА-ГЛОНАСС, что обеспечивает соответствие всем существующим правилам безопасности.
Обычно путешественник и не задумывается, что дает ему чувство безопасности в поездке. За этим скрываются технические особенности автобуса: электронные системы контроля тормозов, поддержание курсовой устойчивости, адаптивный круиз-контроль, система контроля давления в шинах, а также бортовая система помощи водителю. И это малая часть из многих современных технических решений, нацеленных на создание комфортных и безопасных условий.
Конечно, операторы при организации туров соблюдают и меры профилактики вирусных заболеваний: предоставляют путешественникам индивидуальные средства защиты, проводят обработку салонов автобусов.
Куда поедем
В регионе уже начали подготовку к активному сезону в 2021-м – так, в СМИ появилась информация, что в рамках программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Ленинградской области» в следующем году начнется строительство двух зеленых стоянок для туристических автобусов в Волосовском и Лужском районах.
Интересные путешественникам варианты разрабатывают и в Северной столице: например, формируются новые турпродукты совместно с Карелией. Одно из перспективных направлений – первый арктический туристский маршрут, который будет проходить по историческим местам из Петербурга в Карелию, а затем в Архангельскую область.
Не секрет, что сильно пострадали во время карантина те туроператоры Санкт-Петербурга, которые ранее работали на европейских экскурсионных маршрутах. Осваивая активно внутренние маршруты, кроме классических туров, они предлагают новые программы с самобытным наполнением – интерактивные музеи и мастер-классы. Например, большим спросом пользуются туры из города на Неве в Вологду и ее окрестности.
Производители автобусов готовы поддержать организаторов туристических программ, предоставляя разнообразные способы финансирования при покупке техники.
«Большинство туроператоров приобретают комплексное решение, которое включает в себя сервисные контракты и финансирование автобусов Scania от лизинговой компании «Скания Лизинг». Это позволяет новым туристическим компаниям быстро и без лишних затрат выйти на рынок, а состоявшимся участникам развивать свой бизнес, формировать новые туристические программы, – поясняет Александр Баженов. – Уверенной работе способствует наличие официальной сервисной поддержки автобусов шведского производителя по всей России от Калининграда до Владивостока и круглосуточная служба экстренной помощи Scania Assistance».
Специалисты сходятся во мнении, что перспектив у внутреннего туризма много: его популярность растет, предполагается господдержка для инвесторов и представителей МСБ, есть интересные предложения из «сопутствующих сфер», формируются новые маршруты и инфраструктура. На данном этапе прогнозы аналитиков о восстановлении направления кажутся вполне обоснованными.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter