Расчеты туроператоров хотят засекретить

К системе электронных путевок присоединились всего 148 российских туроператоров из четырех с половиной тысяч. Процесс подключения к системе, по словам представителей компаний, трудоемкий и финансово затратный, плюс он обнажает всю подноготную предпринимателей от туризма, которую клиентам знать не обязательно. В сентябре компании, которые не выдают электронные путевки, будут штрафовать, а в Госдуме готовят парламентские слушания, на которых планируют обсудить нововведение.

Нам расскажут, зачем это нужно

В тестовом режиме единую информационную систему электронных путевок запустили в сентябре прошлого года, а с марта 2023-го она официально работает и доступна для компаний и их клиентов. Пока, правда, функционал используют всего 148 турфирм из 4,5 тысячи работающих на рынке, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по туризму Артем Прокофьев, который возглавляет рабочую группу по внедрению механизма электронных путевок.

В конце прошлого года парламентарии продлили переходный период вступления в действие закона, по которому за отсутствие информации в государственной системе туроператора будет ждать серьезный штраф. «Мы стараемся максимально учесть интересы всех игроков рынка, но некоторые из них, видимо, решили вести себя, как студенты перед сессией — все делать в последний момент, — отметил Прокофьев. — От операторов поступали обращения на сложности подключения к системе, поэтому ее разработчики находятся на постоянной связи с пользователями, проводят вебинары. Но вопросов все еще немало». Чтобы решить их, в Госдуме 6 марта планируют провести парламентские слушания о внедрении электронных путевок. На них, по словам депутата, свои опасения выскажут туроператоры, а разработчики системы расскажут, чем она удобна путешественникам.

Одно известно точно: откладывать введение штрафов за неподключение к системе электронных путевок больше не станут — поправки вступят в силу 1 сентября 2023 года. Если компания не будет размещать сведения в госсистеме, ее даже могут исключить из реестра туроператоров.

Читайте также:

• Юных россиян хотят отправить по интересным туристическим маршрутам • Туристические маршруты хотят адаптировать для инвалидов

Сколько стоит путевка

Свою рабочую группу создали и представители туроператоров — два ведущих профессиональных объединения: Ассоциация туроператоров России (АТОР) и Российский союз туриндустрии (РСТ). Первое заседание прошло 9 февраля и было установочным. «Мы формируем вопросы к разработчикам и наши опасения, — рассказала «Парламентской газете» глава АТОР Майя Ломидзе. — Пока мы видим, что подключиться к системе непросто. На это уходит много времени и сил, а туроператорам, которые в тестовом режиме работали в системе, пришлось привлекать дополнительный технический персонал. Причем это должна быть постоянная ставка, поскольку, когда вступит в силу административная ответственность, контроль за размещением информации в системе должен быть постоянным, потому что никому не хочется платить штрафы».

Майя Ломидзе © Тимур Ханов/ПГ

Не сложно предположить, что свои расходы на содержание нового сотрудника, а быть может, не одного, и возможные штрафы турфирмы захотят переложить на своих клиентов. Проще говоря, путевки могут подорожать. Будет ли так, узнаем уже совсем скоро.

Считается, что электронная путевка нужна в первую очередь самому ее обладателю — якобы так он будет больше защищен от произвола туроператора. И сможет в любой момент проверить на сайте статус своего тура и узнать, сколько, за что и кому из его денег перевела турфирма, а сколько оставила себе за работу. Последнее особенно волнует туроператоров, которые считают, что подробно все расписывать не так уж нужно. «Есть устоявшаяся практика взаимодействия участников рынка — туроператоров и агентств, касающаяся в том числе финансовых взаимоотношений. Большая часть данных относится к разряду коммерческой тайны», — отметила Майя Ломидзе.

Ну и по мелочи. Как будут защищены персональные данные клиентов турфирм, которые будут загружать в интернет? Этот вопрос волнует и профессионалов отрасли, и депутатов, и наверняка самих путешественников. Все-таки данные о путевке, ее направление, включенные услуги, их стоимость — весьма чувствительная информация. Этот вопрос также зададут компетентным ведомствам на парламентских слушаниях в марте.

О чем расскажет QR-код

Электронная путевка не отменяет обязанность оформления традиционных документов путешественника. Ваучеры, билеты, бронирования, страховка — все сохранится. Только на договоре турфирма должна будет разместить QR-код, считав который можно будет получить информацию. Ее перечень тоже утвержден: это уникальный номер и дата формирования электронной путевки, цена тура, количество путешественников, сведения о заказчике турпродукта, ссылка на страницу единой информационной системы электронных путевок.

Сайт системы электронных путевок работает на правительственной платформе gov.ru, правда, пока информации на нем немного. Главная страница встречает нас двумя стендами, продуктивным и демонстрационным. Какой нужно выбирать — бог весть. На каждом имеется ссылка «Вход для туристов», которая ведет на страницу авторизации. Там нужно ввести номер путевки и некий код авторизации. Откуда брать последний — тоже не понятно.

На несовершенство системы указали и туроператоры. Члены рабочей группы АТОР и РСТ обратили внимание на проблемы при внесении данных по конкретному профилю или турпродукту. В основном вопросы касались сложных, комбинированных туров и некоторых видов туризма — детского, активного, круизного. Чтобы все уладить, есть еще полгода.

Поделиться: