Российские города хотят избавить от рекламной пестроты

Российские города хотят избавить от рекламной пестроты

Виталий Милонов © Владимир Трефилов/РИА Новости

Депутат Госдумы Виталий Милонов вдохновился опытом Рыбинска Ярославской области, где в 2017 году задумали и за несколько лет реализовали проект стилизации наружной рекламы под XIX век. Он предлагает распространить этот успешный опыт на другие регионы России. Парламентарий отправил соответствующее обращение министру культуры Ольге Любимовой. В Петербурге, как оказалось, первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Рыбинск XIX века

Парламентарий в письме к министру отметил, что облик исторических и туристических улиц «замусорен» различными вывесками и информационными стендами, портящими архитектурные ансамбли.

«Между тем в ряде российских городов на уровне местной инициативы реализуется принцип «рекламного единообразия», в рамках которого «рекламный шум» не только не портит уличные ансамбли, но и являет собой уместное дополнение к зданиям и памятникам. Наглядным примером в этом деле может служить опыт Рыбинска, где вся наружная реклама в центре выполняется в дореволюционном стиле. Полагаю, что подобный опыт мог бы быть реализован и в других исторических, культурных и туристических регионах нашей страны», — говорится в письме.

В Ярославской области на эксперимент пошли несколько лет назад. Постепенно около двухсот вывесок во всей исторической части Рыбинска заменили на единообразные. Теперь второй по величине населенный пункт области называют Музеем старинной вывески под открытым небом. Шрифты, цвета и размеры художники скопировали с фотографий Рыбинска позапрошлого века. Булочные, магазины, кафе, то есть все организации, включая брендированные коммерческие компании, согласились с предложением единого стиля.

Депутат считает, что таким образом мог бы быть защищен и украшен исторический центр Москвы, Петербурга, Казани, Нижнего и Великого Новгорода, Пскова и других старых городов.

С переходным периодом

Милонов полагает, что для каждого региона и даже микрорайона, учитывая эпоху его архитектурного ансамбля, можно разработать специальные дизайнерско-стилистические рекомендации. Он уверен, что такое нововведение стало бы дополнительным толчком к развитию внутреннего туризма и воспитанию эстетического чувства у граждан. Если регионы примут такие решения, он предлагает предусмотреть переходный период в три года, чтобы избежать дополнительной финансовой нагрузки на частный капитал и бизнес.

«Города федерального значения в этом плане уникальны многообразием исторических форм. Например, в Петербурге можно было бы разработать разные стили для Центрального и Адмиралтейского районов, для Васильевского острова, для Петроградки. Кировский район мог бы красоваться вывесками в стиле 20-30 годов, стилизованными под Маяковского. Московский район мог бы быть украшен вывесками 40-50 годов прошлого века», — добавил Виталий Милонов.

Читайте также:

• Каким быть двору, должны решать его жители

Решение Петербурга

Глава петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров призвал с осторожностью относиться к предложениям о тотальной унификации: «Для Рыбинска, для небольших купеческих городов это могло бы стать хорошим решением. Но я против того, чтобы вводить единый стиль по всей стране. В конце концов, это право регионов».

Он рассказал об успешном опыте, который наблюдал в Эквадоре в городе Кито, центр которого стал одним из первых объектов, внесенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: «Там центр испанский. Белые домики. Все вывески одинаковые и такие, что их просто не видно: металлические пластинки, прикрепленные на шпильки на фасады зданий».

Сергей Макаров напомнил, что еще несколько лет назад центр Петербурга пестрил разнолепицей, но в 2017 году было принято постановление городского правительства № 40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства», которое решило проблему: «У нас нет единого стилистического решения вывесок, но есть правила, которым они должны соответствовать, а устанавливают их после согласования».

Например, в исторических районах больше не встретишь светящихся вывесок, или наименований в вертикальном исполнении. Регламентирована высота букв и общее соотношение сторон надписей. «Самое главное правило эстетического регламента гласит: внешний вид вывесок, указателей, меню должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания и иным элементам благоустройства. Так, например, в Доме Зингера у нас размещается офис одной из общероссийских соцсетей. При согласовании мы попросили сделать вывеску с буквами не белого, а золотого цвета», — рассказал Макаров.

Если и применять опыт единообразия, то, по мнению главы КГИОП, реализовать такую идею можно было бы в микрорайоне Петербурга под названием «Коломна».

Поделиться: