Россия и вызовы новой мировой религии

Госдума приняла закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. В качестве его авторов выступило беспрецедентное количество депутатов, а всеобщая поддержка даже превзошла ожидания. В отличие от своего предшественника (закона о запрете пропаганды нетрадиционных отношений среди детей), этот документ запрещает не только пропаганду, но и демонстрацию таких отношений, а также предусматривает достаточно серьезные штрафы за его нарушение.

Симптоматично, что этот закон принимается в непростое время открытого противостояния России и Запада. Казалось бы, при чем здесь разворачивающийся конфликт и однополые отношения? Несмотря на юридический язык, вынужденно использующий достаточно узкие понятия, закон полностью направлен на сохранение традиционной ценностной, этической сферы, методично разрушаемой сегодня западной цивилизацией и новой мировой религией.

Феномен планетаризма

По состоянию на январь 2022 года 30 стран узаконили однополые браки и еще 34 страны признали форму «гражданского партнерства», из которых 17 — это европейские страны и еще 5 стран, которые можно отнести к «западной цивилизации» (США, Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЮАР).

Примечательно, что ЛГБТ-движение начало свой активный рост в 70-е годы на фоне существенного ослабления роли западного христианства и других традиционных вероучений в Европе и США. Именно с тех пор однополые отношения, которые во все времена считались неким отклонением (как минимум — отклонением от норм морали), превратились в движение. С символикой, идеологией, шествиями, лидерами и всеми другими атрибутами, которые явно не свойственны ситуации, когда «взрослые люди просто занимаются чем хотят в закрытой спальне».

Переход темы в статус движения, занимающегося пропагандой своего мировоззрения, привел к печальным последствиям. Согласно статистике Института Гэллапа в США, доля тех, кто ассоциирует себя с ЛГБТ-движением, за последние десятилетия  выросла почти в два раза. Если в 2012 году к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации или гендерной идентичности себя относили всего 5,8 процента молодых людей, родившихся в период с 1980 по 1999 год, то к 2018 году доля таковых составила уже 8,2 процента. А в последние годы доля тех, кто поддерживает ценности ЛГБТ+ сообщества, выросла в разы.

Обращает на себя внимание тот факт, что допустимость и этичность многочисленных вариаций сексуальных отношений и так называемых гендеров обосновывается законами природы и наличием подобных проявлений среди многочисленных видов живых существ. Все это вписывается в концепцию природного многообразия. Мол, все, что существует, — создано планетой Земля, а то, что создано планетой, — имеет право на существование и защиту.

Необходимость установления диктата законов природы продвигается и ООН, которая постепенно становится не переговорной площадкой, а проводником новых идей западной цивилизации: «Ценности, продвигаемые экологической экономикой и законами, ориентированным на благо Земли, такие как равенство, сотрудничество, диалог, инклюзивность, понимание, согласие, уважение и взаимное вдохновение, дополняют друг друга на пути выхода за рамки эпохи антропоцена. Высший закон Планеты Земля призывает человечество слушать, черпать вдохновение и заботиться о планете, которая поддерживает нас, и признать, что Природа является и должна быть источником законодательства, этики и того, как мы управляем собой».*

В такой конструкции высшим источником истины, закона и морали является Планета. Вообще, тысячелетиями это было «место» Бога или человека, если мы берем такие учения, как марксизм, например.

Законами Планеты Земля объясняется сегодня многое. Например, приравнивание прав животных к правам человека, главенство приоритета природы над нуждами человека, когда речь идет об обеспечении доступной энергией или питанием, необходимость передачи дополнительных привилегий при получении образования или работы в пользу представителей различных меньшинств просто в силу принадлежности к ним.

Если посмотреть на всю общность движений, зародившихся на исторической территории западного христианства и набирающих силу в мире благодаря активному участию ООН, то можно без труда заметить, что все они объединены единой этикой и единой философией.

Такие явления, как энвайронментализм, зоозащитные движения, движения в защиту прав сексуальных и других меньшинств, — все они развиваются под общим лозунгом спасения Планеты. «Спаси Планету — собери мусор!», «Спаси Планету — посади дерево!». И даже «Спаси Планету — стань геем» и «Спаси Планету — убей себя!».

Обращает на себя внимание то, что речь идет о планете не как о мире людей или астрономическом теле, но Планете как определенной самоценности, Истине в последней инстанции, иначе — персонифицированной сущности, являющейся самостоятельным источником жизни, истины и права.

Надо сказать, что миллионы людей, проживающих на территории западной цивилизации, в такое мировоззрение искренне верят. Для них это новая религия, которую по предмету источника жизни, истины и права, а также по предмету поклонения можно назвать планетаризмом.

И сегодня она противопоставляет себя традиционным учениям, доминирующим в мире.

Чтобы понять религиозность феномена планетаризма, а также оценить его влияние на современного человека, мы должны его сравнивать с теми религиозными идеями, которые оказали наибольшее влияние на западную цивилизацию. Это, конечно, авраамические религии: христианство, ислам, иудаизм и, конечно, марксизм, который по-прежнему является главным учением некоторых стран.

Не вдаваясь в рамках небольшой публикации в детали религиоведческого сравнения, можно сказать, что планетаризм демонстрирует такие же структуру, этапы развития и элементы проявления в обществе, культуре и политике, какие демонстрировали в своем развитии и известные нам мировые религии.

Речь идет о собственной космогонии, о собственном определении добра и зла, о возможности и методе спасения и о собственной эсхатологии, то есть представлении о конце света.

Да, конечно, каждое учение предлагает уникальное смысловое содержание, но этим содержанием оно заполняет общую, универсальную структуру, которая неизменна и свойственна всем масштабным религиям. И именно таким образом мы можем оценить возможность изучения того или иного движения или идеологии в качестве религиозного феномена.

Экорелигия множит адептов

Но самое главное, что смена источника истины с Бога или разума человека на Планету с ее законами сформировало доселе невиданный набор ценностей и приоритетов, которые в своем антигуманизме диаметрально противоположны существующим мировым этическим системам. Прежде всего в своем отношении к человеку, его месту и роли в этом мире.

Вместо хозяина природы, творца и индивидуальности человек вдруг оказался одним из видов животных, с непропорционально разросшейся пестрой популяцией, которая лишь вредит планете и подталкивает ее своим существованием к краю пропасти.

Как и для любых других религиозных учений, планетаризму свойственна миссия, проповедь, публичное продвижение своих ценностей и привлечение на свою сторону все новых и новых адептов.

Именно поэтому, например, те же гомосексуалисты и другие члены ЛГБТ-движения не ограничиваются тихим проявлением своих предпочтений за закрытыми дверями спальни, а идут на гей-парады, организовывают выставки, снимают фильмы, выступают с публичными признаниями и стараются перетянуть на свою сторону как можно больше сочувствующих.

Планетаризм постепенно формирует собственное представление о сакральном, открывая памятники — мемориалы животным, погибшим по вине людей на войне или вследствие жестокости, устанавливая «розовые треугольники» — памятники гомосексуалистам — жертвам дискриминации.

Одним из важнейших признаков религиозности планетаризма является его постепенное распространение и на вопросы ухода из жизни и «последнего пути» своих последователей. В отличие от политических идеологий или общественных движений, которых интересует человек исключительно в период его активной жизни, религиозное учение охватывает также весь период до и после телесного существования человека на Земле.

Сегодня мы видим, как новая зеленая религия начинает определять все эти вопросы, не просто предлагая определенные виды «экологических похорон», но также давая им обоснования в соответствии со своими ценностями и представлениями. Человек, который по своей злой природе всю жизнь вредил этой Планете, должен после смерти слиться с ней, отдать то немногое, что у него осталось, собственное тело, на ее восстановление. Выращивание растений из тел усопших, что дает возможность компенсировать углеродный след, оставленный им при жизни, исчезновение покойного в природе погребальных лесов, в которых отсутствуют памятники или поминальные таблички, погребальное облачение тел в плащаницы из грибниц для скорейшего растворения в окружающей среде — все эти виды погребений глубоко обоснованы ценностями планетаризма и уже активно практикуются не только в Европе и США, где сегодня живет наибольшее число последователей новой зеленой религии, но также имеют уже определенный спрос и в России.

Кино в фарватере новой повестки

В процессе развития любое религиозное движение так или иначе, но глубоко проникает в сферу культуры. Ведь именно через произведения искусства можно наиболее ярко и доступно донести «истинность» отстаиваемых ценностей. Это не только и не столько литература, которая выпускается миллионными тиражами уже и в России. Это прежде всего художественные и документальные фильмы, многочисленные публицистические тексты. Равно как в авраамических религиях, марксизме и других вероучениях, в новой зеленой религии сложились свои типовые сюжеты, обеспечивающие наглядную защиту представлений и ценностей планетаризма.

Типовые сюжеты планетаризма включают, конечно, демонстрацию победы над злом ради сохранения планеты, демонстрацию единства и равенства обитателей этого мира во всем его многообразии, каким бы странным оно ни показалось. Приведу несколько примеров.

Сюжет первый: прекрасное сообщество прекрасных существ, живущих в гармонии с окружающей природой, сталкивается со злом, которое предстает в образе промышленников, жадных, алчных и способных ради захвата природных богатств на любые мерзости и подлости, вплоть до убийства. В роли спасителей чаще всего наравне с человеком выступают звери и другие существа, которые борются со злом («Аватар», «Доктор Дулитл» и другие).

Еще один типовой сюжет, в котором неизменно главную спасительную роль получает животное, обладающее большей, чем у человека, добротой и совестью, пониманием сути вещей и тем самым спасающее не только окружающий мир, но и самого человека. («Белль и Сальвадор», «Мая и белый лев» и прочее). Добрым и мудрым нечеловеком в таком сюжете вполне могут выступать различные драконы и монстры («Пит и его дракон», «Приручить дракона»).

Это сюжеты, демонстрирующие последствия апокалипсиса, вызванного неуемной деятельностью человека, не задумавшегося вовремя и не удержавшего экологическую или климатическую катастрофу (Wall-E, «Финч», «Я — легенда», «Дорога»).

К типовым можно отнести и две группы сюжетов, в которых раскрывается «естественность» и «красота» однополых отношений, а также людей, как это сказали бы в традиционном обществе, «с отклонениями», не обязательно сексуальными.

Кто придумывает миру всемирные праздники

Говоря об апологетике новой зеленой религии, нельзя не затронуть тему годового круга праздников. В течение двух веков на примере нашей страны мы видели замещение христианского литургического цикла марксистским, на который после развала СССР вновь накладывался христианский.

Теперь в нашем календаре присутствует множество новых праздников, связанных с продвижением идей планетаризма. Характерно, что большинство из этих праздников или памятных дней устанавливаются в качестве «всемирных».

Существует уже порядка 60 дат, связанных с сохранением окружающей среды, поддержкой биоразнообразия и защитой Планеты от влияния человека, а также около 40 праздников, посвященных защите прав различных групп человеческой популяции, подчеркивающих многообразие мира. Среди них: Всемирный день народонаселения, Ноль дискриминации, Международный день борьбы с гомофобией, трансфобией и бифобией, Международный день биологического разнообразия, День Матери-Земли и множество других.

К сожалению, пока в нашем обществе нет понимания целостности этого религиозного феномена. Мы привыкли говорить в понятиях политики, часто опасаясь затрагивать вопросы веры и религии. Зря. Ведь политика — это лишь производная от этики, которая, в свою очередь, формируется ценностями, в которые мы верим. Верим, то есть воспринимаем их истинными без необходимости каких-либо доказательств или подтверждений.

Надеюсь, что осознание это придет, так как религиозные движения развиваются по своим законам. Именно поэтому закон о запрете пропаганды и демонстрации нетрадиционных сексуальных отношений должен стать лишь одним из шагов, направленных на противодействие продвижению ценностей, противоречащих ценностям, которые Россия признает традиционными для себя.

Конечно, все вышесказанное не означает, что мы, например, должны отказаться от усилий по сохранению природы и экологии, запретить все произведения западной культуры, возвести стену или опустить занавес.

Это значит, что мы должны четко сформулировать наши ценности и в соответствии с ними рассматривать развитие собственной политики и своего внутреннего законодательства. Вне зависимости от того, идет речь о природопользовании, здравоохранении, социальной сфере или образовании. Наша цивилизация, как и любая другая, может быть сильной, только когда она целостна.

Николай Петрович Николаев

Российский общественный и политический деятель. Депутат Государственной Думы VII и VIII созывов. Религиовед, юрист, публицист. Автор ряда статей, аналитических докладов и документальных фильмов, посвященных вопросам отношения общества к проблемам природопользования, защите окружающей среды и адаптации к климатическим изменениям.

* Одиннадцатый интерактивный диалог Генеральной Ассамблеи ООН о гармонии с природой.

Поделиться: