Семейное образование предлагают донастроить

По последним данным Минпросвещения, на семейном обучении в России находились 16,5 тысячи детей. При этом, по неофициальной информации, количество таких учащихся в стране может доходить до 90 тысяч. Чему учат дома и почему такая форма становится все более популярной, разбиралась «Парламентская газета».

Это больше не странно

По неофициальным данным, в России до 90 тысяч детей сегодня находятся на домашнем обучении. Об этом «Парламентской газете» со ссылкой на исследование Московского государственного педагогического университета сообщили в Ассоциации развития семейного образования.

Еще одна статистика ведется по числу детей на семейном обучении, прикрепленных к учебным центрам, где они по желанию проходят ежегодную аттестацию, и в обязательном порядке — после 9-х и 11-х классов. Таких школьников в стране чуть более 30 тысяч, рассказали в ассоциации.

При этом, по официальным данным Минпросвещения, в 2021 году на семейном обучении в России были всего 16,5 тысячи детей. Это на четыре тысячи больше, чем годом ранее, и на девять тысяч больше, чем в 2019 году. Официальные данные за 2022 год пока не опубликованы. Однако очевидно, что детей на семейном обучении с каждым годом становится все больше.

Популярность семейного образования в последние годы эксперты объясняли пандемией. Именно тогда многие родители на удаленке решили сами учить своих детей. Судя по всему, эксперимент удался, ведь и после снятия ограничений вернуться в школы захотели не все дети, а вместе с ними и их мамы и папы.

Кроме того, именно пандемия во многом изменила отношение общества к семейному образованию. «Учиться на дому больше не кажется чем-то необычным или странным, это воспринимается как вполне нормальное явление», — отметил председатель Ассоциации развития семейного образования Алексей Семенычев.

Популярности семейного образования способствовали и изменения в этой сфере в последние годы, считает эксперт: «Россиянам стало проще выйти на семейное образование и остаться в рамках закона: найти школу, которая примет аттестацию, найти онлайн-школу, где можно получить качественное образование, и так далее».

Учат дома, учат дома, учат дома

Как и чему учатся дома, «Парламентская газета» узнала на итоговом занятии в одной из московских семейных школ. Это одна из форм семейного образования, когда несколько родителей объединяются в сообщество, выбирают программу обучения, арендуют помещение. Но и в такую «школу» дети ходят не каждый день, а например, только по пятницам, чтобы подвести итоги четырехдневного домашнего обучения.  

Семейная школа в самом центре столицы, в Столовом переулке, работает по программе «Классические беседы». Заниматься можно с четырех лет. Первый этап «Основы» (4-12 лет) знакомит детей с основными фактами из разных областей науки. Второй — «Ключи» (9-12 лет) посвящен в основном изучению русского языка и математики. Третий этап — «Вызов» (12-18 лет) — это фундаментальные занятия по шести направлениям.

Например, в списке занятий 8-9-х классов есть «Латынь» и «Логика», чему в обычной школе не учат. «Кроме того, мы делаем упор на диалектику и риторику — нахождение взаимосвязи между предметами, умение высказать и аргументировать свою точку зрения», — рассказала «Парламентской газете» ведущая программы «Вызов» Наталья Асаул.

При этом, например, алгебру и геометрию здесь изучают по обычным школьным учебникам — это необходимо, чтобы подготовиться к итоговым экзаменам. Для подготовки к аттестации по другим предметам также используют школьную литературу, но это уже по желанию.

Несмотря на то что промежуточная аттестация добровольная, все ученики этой семейной школы прикреплены к учебным заведениям, рассказала Асаул. «Исследований по «семейникам» нет, это явление пока новое. Но, например, не сдающих ОГЭ и ЕГЭ среди детей на семейном обучении примерно столько же, сколько и в обычной школе», — сообщила она.

Читайте также:

• Школьников предлагают обучить «цифровой гигиене»

Когда это оправданно, а когда — нет

Семейное образование — начальное, основное и среднее общее — в России узаконили в 1992 году. А спустя 10 лет оно стало самостоятельной формой обучения наравне со школьным. Однако и спустя 30 лет однозначного мнения по поводу семейного образования в обществе нет.

Часто причиной перехода на семейное образование становится состояние здоровья ребенка, рассказала «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. «В последнее время также начинает доминировать  религиозный фактор», — отметила депутат.

Яна Лантратова © Юрий Инякин/ПГ

Отдельно она выделила регионы Северного Кавказа, где у родителей порой нет возможности ежедневно возить ребенка в школу, потому что село находится слишком далеко, автобусы туда не ходят. «И есть небольшая доля ребят, которые уходят на самообразование, чтобы потом сдать экзамены экстерном», — сообщила Лантратова.

Она напомнила, что, отказавшись от права на получение ребенком бесплатного образования, родители обязуются дать ему такой же набор знаний самостоятельно. Однако, по мнению депутата, это требование выполняют не все семьи.

«Совсем недавно директор одной челябинской школы рассказала мне, что ребенка просто увезли на ферму и заставили там работать, и на учебу у него времени не оставалось. Пока заметили, разобрались, а это все было непросто, так как родители отрицали наличие проблемы, ребенок многое пропустил, ему теперь будет трудно догнать одноклассников. Скорее всего, его не переведут в следующий класс, и ему придется еще дополнительно заниматься с репетиторами», — привела пример парламентарий.

Такая форма обучения, как семейное образование, закреплена в Федеральном законе «Об образовании», напомнила зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. Ребенок на семейном обучении имеет многие права, которые есть и у обычных школьников, например участвовать в олимпиадах, конкурсах, турнирах, напомнила сенатор «Парламентской газете».

При этом такие права не всегда соблюдаются, считает член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. «Важно защитить права детей, находящихся на семейном образовании, в том числе на участие в олимпиадах всех уровней, а также посещение на льготном основании музеев, библиотек и других учреждений культуры», — сказала она «Парламентской газете».

В ближайшее время депутат намерена проанализировать опыт семейного образования и сформулировать инициативу по донастройке федерального законодательства.

При этом, по мнению самих родителей, которые уже перевели детей на семейное обучение, глобальной донастройки законодательства не требуется. «В России сейчас очень хорошие законы о семейном обучении, лучше, чем в Америке и Европе, — считает Алексей Семенычев. — В отличие от большинства стран у нас существует контроль на выходе: ОГЭ, ЕГЭ. В остальное время родители могут в правовом поле использовать любые форматы для обучения своего ребенка».

При этом, по мнению эксперта, необходимо готовить родителей к переводу детей на семейное обучение. «Нужна система консультирования или хотя бы первичная консультация при выходе на семейное обучение», — сказал он. Также необходима единая система для всех государственных школ по работе с детьми на семейном образовании. «Должны быть у всех общие правила игры, пока этого нет», — сказал эксперт.

Поделиться: