Нужно активизировать процесс принятия муниципальных правовых актов по вопросу инициативных проектов, считает первый зампред Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.
По его словам, такие акты приняты менее чем в половине муниципальных образований.
«Суть инициативных проектов — это не сбор денег с населения, а участие граждан в принятии бюджетных решений. Поэтому финансовый вклад жителей в реализацию проектов не должен быть обязательным условием их поддержки, главным критерием отбора», — сказал Шевченко, открывая 2 июля круглый стол в Совете Федерации о перспективах реализации инициативных проектов.
Сенатор напомнил, что ранее практики инициативного бюджетирования развивались в отдельных регионах. Теперь же в федеральным законе закреплены гарантии обеспечения равных возможностей участия всех граждан страны в принятии бюджетных решений на местном уровне. Одновременно в законе «О местном самоуправлении» и в Бюджетном кодексе определён правовой режим инициативных платежей, добровольно уплачиваемых на реализацию инициативных проектов.
Особенность существующих практик инициативного бюджетирования в регионах состоит в том, что практически все они предполагают обязательное софинансирование проекта со стороны населения. Доли определены разные: чаще всего от 1 до 5%.
В большинстве регионов муниципальные правовые акты по вопросу инициативных проектов приняты лишь в 30-50 процентах муниципальных образований.
Читайте также:
• Муниципалитеты обяжут оповещать о публичных слушаниях в Интернете
«Считаю, что данный процесс нужно активизировать. Региональным властям необходимо оказывать муниципалитетам методическую поддержку, разрабатывать рекомендации, модельные акты», — подчеркнул Шевченко.
Он добавил, что профильный комитет Совфеда вместе с Российской ассоциацией развития местного самоуправления разработал модельные акты для регионов и муниципальных образований.
Кроме того, по мнению законодателя, на текущем этапе важно организовать мониторинг, внедрить институт инициативных проектов в рамках нового регулирования.
«Это позволит оценить эффективность данной практики, определить по необходимости дальнейшее направление её совершенствования. Минфин и Ассоциация развития местного самоуправления должны стать центрами компетенции для проведении такого мониторинга», — пояснил Шевченко.