Кадр из фильма » Союз спасения»
«Жестокость мне простят, а слабость никогда», — говорит молодой император Николай I перед подавлением восстания декабристов. Тем не менее он дал мятежникам шанс спокойно разойтись, заявив, что даже не желает знать их имена. Восстановить историческую справедливость, тем более в кино, — дело практически невозможное: слишком многое в результате останется за кадром. О том, удалось ли это создателям «Союза спасения» и почему этот фильм стал самым обсуждаемым за последнее время, — в материале РИА Новости.
Безусловно, грандиозный проект: блестящий актерский состав, впечатляющие батальные сцены, бережное воссоздание интерьеров и костюмов той эпохи.
У фильма есть официальный сайт, в нем много действительно полезной информации, которую стоит изучить прежде, чем пойти в кино.
Потому что в кино во время просмотра придется подсобраться: уследить за всеми героями и сюжетными линиями «Союза спасения» порой сложно. Персонажи вводятся с титрами-пояснениями (буквально на несколько секунд), отвлеклись ненадолго — и пропустили что-то важное.
«Это картина о первом серьезном противостоянии людей, которые желали своей Родине лучшего», — говорит режиссер-постановщик Андрей Кравчук. — И те, кто был на стороне правительства и Николая I, и те, кто был на стороне декабристов».
«В советское время участники восстания рисовались романтиками и героями. Но сейчас точно известно главное: мотивы у декабристов были очень разные. Среди зачинщиков были и те, кто готов был предать своих друзей или желал обогатиться», — считает режиссер-постановщик «Дела декабристов» Максим Беспалый.
Исторический облик
В «Союзе спасения» центр российской столицы — Санкт-Петербурга — такой, каким он был в начале XIX века (Зимний дворец — не салатового, а персикового цвета, Исаакиевский собор — в лесах, еще строится).
А в Белгородской области специально построили целую кинодеревню — Васильково. Часть сцен «в Малороссии» снимали летом, часть — поздней осенью и зимой прошлого года. Эти места выбирал оператор-постановщик картины Игорь Гринякин (он сам из Белгорода). По его словам, тогда в съемках были задействованы более двух тысяч человек — массовка, в основном местные жители: «Кто‑то смог летом, кто‑то зимой. Кого ни встречу, все говорят: «А я у вас снимался».
На протяжении всего фильма практически непрерывно звучит музыка (композитор Дмитрий Емельянов). В саундтреке «Союза спасения» также можно услышать узнаваемые песни российских рок-групп (без слов, в симфонической аранжировке).
Это, к примеру, «Прогулки по воде» («Наутилус Помпилиус»):
— Видишь, там на горе возвышается крест,
Под ним десяток солдат, повиси-ка на нем…
или «Владивосток 2000» («Мумий Тролль»):
— Уходим, уходим, уходим,
Наступят времена почище…
Кадр из фильма "Союз спасения"
— Все прошло,
С неба прозвучит «Прощай!»
Улетай, улетай, улетай…
А когда Николай I разговаривает со своим маленьким сыном Сашей (будущим императором Александром II), начинается мелодия одной из самых известных песен Басты «Сансара»— и продолжается во время сцены казни пяти декабристов.
— Наши дети будут лучше, чем мы.
Когда меня не станет, — я буду петь голосами
Моих детей и голосами их детей.
Нас просто меняют местами,
Таков закон сансары, круговорот людей.
Актеры и герои
В «Союзе спасения» великолепный актерский состав: Максим Матвеев (Трубецкой), Павел Прилучный (Пестель), Леонид Бичевин (Муравьев-Апостол), Александр Домогаров (Милорадович), Игорь Петренко (Баранов), Иван Янковский (Бестужев-Рюмин), Антон Шагин (Рылеев), Софья Эрнст (Анна Бельская, вымышленный персонаж), Ингеборга Дапкунайте (княгиня Бельская, мать Анны), Александр Лазарев — младший (Бенкендорф), Сергей Колтаков (Мордвинов), Владислав Ветров (Гебель), Александр Устюгов (Орлов) и многие другие — всех не перечислить.
Кадр из фильма "Союз спасения"