«Тому и Джерри»— 80. Как кот столько лет терпит мышь и до сих пор жив?

Кадр из мультфильма «Том и Джерри»

Галина Нилова. «Тому и Джерри» — 80 лет, а ведь и не скажешь. До сих пор дети всего мира смотрят истории про кота и вредного мышонка, который его то и дело сжигает, распиливает, замораживает, протыкает и раскатывает катком. Как все начиналось, за что проекту дали семь «Оскаров», оправданна ли критика в излишней жестокости и почему сериал актуален и сегодня — в материале РИА Новости.

Пробы и ошибки

В конце 30-х годов перед молодыми режиссерами (обоим было тогда чуть меньше тридцати) Уильямом Ханной и Джозефом Барберой руководство Metro-Goldwyn-Mayer поставило почти невыполнимую задачу. Требовалось придумать сюжет, который мог бы конкурировать с сериалами о Микки Маусе (The Walt Disney) и Баггзом Банни (The Warner Bros.).

Первой идей Барберы было соперничество лисы и собаки, позже выбрали кота и мышонка. Продюсер Фред Куимби дал режиссерам добро на один эпизод, хотя идею встретили прохладно.

Кота сначала звали Джаспер, а мышонка — Джинкс. Но возникли сомнения, и решили провести конкурс в студии. Победил режиссер-аниматор Джон Карр, предложивший назвать главных героев Томом и Джерри — был тогда такой популярный рождественский коктейль.

Всеобщее признание

«Тома и Джерри» можно смотреть бесконечно. «Это шедевр, это кайф. Мы все на нем выросли. Он ломает стереотипы, он жизнеутверждающий, юмор прекрасный и сделано великолепно», — говорит режиссер сборника фильмов «Колыбельные мира» Лиза Скворцова.

Ее любимая серия — «Кошачий концерт» (1947). Пианист-виртоуз Том играет на рояле «Венгерскую рапсодию № 2» Ференца Листа, а Джерри пытается ему помешать. Аниматоры тщательно изучали игру на фортепиано композитора — автора музыки к мультфильму — Скотта Брэдли, чтобы верно передать движения его пальцев. А вопил за кота почти во всех сериях сам Уильям Ханна, не указывая это в титрах.

Всего мультипликационная пара «Том и Джерри» заработала семь «Оскаров» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» с 1943 по 1953 год — побив рекорд студии Disney.

Обычно на один эпизод уходило шесть недель, заранее готового сценария не было, истории сочинялись параллельно с отрисовкой.

Критиковали режиссеров и за безжалостность, но многие специалисты считают эти претензии необоснованными, поскольку главное в мультфильме — юмор.

«Я понимаю, почему против него восстают: выдержать то, что переживает Том, — нельзя. И ребенок в какой-то момент, уже на третьей-четвертой сцене понимает, что показанное просто невозможно, — отмечает Екатерина Бурмистрова, практикующий психолог, автор книг и мать 11 детей. — Наверное, дети, выращенные на одном «Томе и Джерри» получили бы искаженное представление о мире, но такую ситуацию сложно представить».

Но все равно эксперт считает «Том и Джерри» гениальным произведением из-за штучного и изобретательного подхода создателей: «Это абсолютно авторское и до сих пор непревзойденное кино, сделанное в жанре клоунады, народного, площадного юмора с пинками и затрещинами».

Наш ответ

В истории про кота и мышонка, которая создавалась накануне Второй мировой войны, Мария Терещенко тоже видит примету времени — осознание непреодолимости природных конфликтов.

"Наверное, "Том и Джерри" всегда будет актуальным. Базовые отношения хищника и жертвы если и исчезнут, то не раньше, чем мир превратится в библейский рай, где никто друг друга не ест", — заключает Мария Терещенко.

Поделиться: