
Новая модель транспортного обслуживания — проект года в транспортной сфере по версии «Делового Петербурга»
В 2022 году в Петербурге провели транспортную реформу, которая масштабно перекроила рынок пассажирских перевозок. На смену всем коммерческим маршрутам пришли социальные.
По итогам запуска третьего этапа реформы, который стартовал в июле прошлого года, на маршрутах Северной столицы остались работать четыре частных перевозчика: ООО «ВЕСТ-СЕРВИС», АО «Третий парк», ООО «Домтрансавто» и ООО «Такси», которые теперь обслуживают только социальные маршруты. По согласованию с ФАС России были проведены открытые конкурсные процедуры, по результатам которых разыграно 347 маршрутов, с победителями заключены шестилетние контракты.
Всем пассажирам наземного транспорта, в том числе обладателям льготных, студенческих и ученических проездных билетов, а также суточных и месячных билетов, была предоставлена одинаковая возможность проезда в любом автобусе, троллейбусе, трамвае. Также все социальные автобусы стали отображаться в информационных сервисах, в том числе в «Яндекс Картах».
Маршрутчики не сразу захотели уходить с привычных направлений. Так, в первый день третьего этапа реформы межведомственная транспортная комиссия Петербурга установила, что одна из нелегальных компаний в нарушение законодательства продолжила перевозку пассажиров по отменённому маршруту К-289. В связи с этим комитет по транспорту организовал проверку совместно с сотрудниками ГУ МВД и Ространснадзора. Автобус, водитель которого занимался нелегальным перевозом пассажиров, был арестован. Такая реакция стала предупреждением и для других «нелегалов».
По словам председателя комитета по транспорту Валентина Енокаева, завершение транспортной реформы фактически подвело черту под историей коммерческих маршруток, работавших в Петербурге с 90-х годов. «Вместо них петербуржцев и гостей города обслуживает современный и комфортный социальный транспорт, на котором действуют все виды льгот», — отмечает чиновник.
По данным Смольного, с момента старта реформы были запущены два новых вида оплаты проезда: пересадочный тариф «60 минут» и разовый проездной билет на базе QR-кода, которым в 2022 году воспользовались более 47 тыс. пассажиров. Сейчас ведётся работа по оснащению автобусов многофункциональными валидаторами с возможностью активации отложенного пополнения карты «Подорожник». Такие устройства на начало 2023 года уже работали в 1700 автобусах.
Число ДТП на дорогах Петербурга после запуска транспортной реформы сократилось на 20%, говорил ранее губернатор Александр Беглов.
«Транспортная система подошла к порогу перегрузки, нужно было заменять транспорт на более комфортный и современный. В 2022 году закупили более 3000 автобусов, маршрутки ушли в историю. Теперь совсем другой уровень отношения к пассажирам. В ближайшие годы приобретём ещё 300 трамваев и 300 троллейбусов», — обозначил Беглов планы Смольного.
Постепенно власти Петербурга начали делиться своим опытом проведения реформы с другими регионами России. Так, в феврале Комтранс провёл встречу с главой Волгограда Владимиром Марченко.
«Это было непросто, но сегодня полученный результат можно считать успешным. И мы готовы тиражировать этот опыт. Петербург может стать показательным регионом для других городов России, где также планируется транспортная реформа», — заявляет Валентин Енокаев.
Аналогичные встречи прошли с делегациями из Краснодара и Казани. Недавно в Смольном побывали гости из Узбекистана. Они тоже прибыли в Северную столицу, чтобы перенять петербургский опыт по внедрению новой модели транспортного обслуживания.