Три века разводок: как петербургские мосты соединили прошлое с современностью

Автор фото: spbmuzei.ru

История петербургских мостов удивительным образом перекликается с современностью.

Через 2 недели в Петербурге откроется навигация. Но мосты для проверки работоспособности механизмов разводят уже чуть ли не каждую ночь. Чтобы всё заработало как часы, потребовалось приложить немало усилий. «ДП» вспоминает, с чего начиналась история разводных мостов, ставших символом города на Неве.

В силу Сибири

Первый мост через Неву, Исаакиевский, навели в 1727 году возле Дворца Александра Меншикова (Университетская наб., 15) — к вящему удобству светлейшего князя. Это произошло после смерти Петра I, который, видимо, мосты не жаловал (к чему они, когда сама Нева — главный прошпект Петербурга, а каналы — его улицы). Мосту не повезло: Меншиков недолго держал власть в России. В сентябре того же года он был арестован и сослан в Сибирь, в Берёзово. А уже к зиме мост разобрали, так что проработал он всего один сезон. Говорят, что за один день в России меняется всё, за 100 лет — ничего. Первый тоннель под Невой собираются строить тоже возле резиденции губернатора, около Смольного…
В 1732 году на престол взошла Анна Иоанновна и вновь взялась строить здесь же мост. Правда, как пишет Андрей Пунин («Повесть о ленинградских мостах», Ленинград, 1971), стройматериалов в нужных количествах не нашлось. Власти распорядились использовать под государственное дело частные суда — купеческие барки. Экспроприация, считай, прошла зря: составленный из барок мост не пережил шторма и в следующем году затонул. Но сам принцип сохранился. Яхтенный мост уже в наше время построили силами и на средства частного бизнеса, потому что он срочно понадобился к чемпионату мира по футболу 2018 года…
Когда Исаакиевский мост построили в третий раз, его решили сделать платным. За пешехода — по копейке, для лошади — две копейки, за карету — пятак. Плату отменила только Екатерина II спустя 20 лет. Судя по данным РИА «Новости», за пятак во времена начала царствования Екатерины можно было купить бутылку водки 0,75 литра. Сегодня в сетевых магазинах Петербурга можно купить такую бутылку примерно за 450 рублей (напомним, что чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью). Этих денег хватит, чтобы проехать по ЗСД от южной части КАД до наб. Макарова (400 рублей при оплате наличными), и даже немного останется. Деньги вроде бы сопоставимые, но при этом для ЗСД есть бесплатная альтернатива — улично–дорожная сеть города.
Платных мостов может прибавиться: последние годы обсуждается идея сделать таковыми некоторые проектируемые путепроводы над железными дорогами.

Эпоха пирамид

Постоянных разводных мостов через Неву в Петербурге не было до 1850–х годов. Их, наверное, в нынешнем виде могло бы и вовсе не появиться — инженеры предлагали много других смелых идей. Как пишет Михаил Пыляев («Рассказы из былой жизни столицы», СПб, 1889), в царствование Александра I (1801–1825) мещанин Торгованов подал генерал–губернатору Петербурга Милорадовичу проект устройства тоннеля под Невою со стороны Адмиралтейской площади на Васильевский остров. Инженер–самоучка считал, что это будет славным делом, достойным России. Но цари порой ищут славы другими путями, и Александр вынес резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 рублей и обязать его подпискою, чтоб он впредь прожектами не занимался, а упражнялся в промыслах, состоянию его свойственных». Краевед Сергей Бабушкин на своей страничке в «Живом журнале» приводил ещё несколько проектов, что представляли властям энтузиасты.
Архитектор Джакомо Тромбаро в 1799 году предлагал построить мост–пассаж в стиле классицизма с пешеходной галереей, подвешенной на цепях к верхним конструкциям (чтобы прохожим не нужно было высоко подниматься). Английский инженер Лудон подавал проекты моста с перекрещивающимися арками, а также цепного моста, подвешенного на двух пирамидах. В 1841–м французский инженер Дефонтен и его российский коллега Станислав Кербедз подали проекты мостов с пилонами по центру реки в виде огромной триумфальной арки высотой до 30 метров. Через крылья арки смогли бы проходить большие корабли. По разным причинам все эти задумки были отвергнуты.
Впоследствии Кербедз стал–таки автором первого постоянного моста через Неву — Благовещенского. Но этот мост был спроектирован уже арочным и разводным. По слухам, за каждый возведённый пролёт царь повышал Кербедза в чине, и, начав работы в звании капитана, он закончил их уже генералом.
Перенесёмся ещё на полвека вперёд. Известно, что первый трамвай в Петербурге ходил на рубеже XIX–XX веков по льду Невы и, подобно мосту, соединял два берега реки. Трамвай перевозил пассажиров от Сенатской площади на Васильевской остров. Такой экзотический ледовый маршрут был связан с тем, что монополией на перевозки владело общество конно–железных дорог. То есть два перевозчика не могли поделить рельсы. Так же, как «Чижик» на время закрытия «Ладожской» на ремонт не смогли довести до «Площади Александра Невского», так что пассажирам приходится делать лишнюю пересадку с концессионного трамвая на городской.

Отпущены без подписки

По данным госпрограммы «Развитие транспортной системы Санкт–Петербурга», в городе сегодня 445 мостов, в том числе 18 разводных.
Планируется строительство ещё как минимум двух разводных мостов — Ново–Адмиралтейского и Большого Смоленского. Под постройку последнего недавно поправили городской закон о зонах охраны, разрешив снос нескольких зданий вдоль пр. Обуховской Обороны. Демонтаж потребовался для устройства съезда.
Градозащитники подавали в Смольный альтернативный проект, который позволил бы избежать сноса. Их доводы выслушали, но к ним не прислушались. Хорошо, что не взяли подписку, чтобы впредь прожектами не занимались, как когда–то с мещанина Торгованова.
При этом ряд мостов на рукавах Невы уже практически не разводятся. Другие в результате перестроек утрачивают разводные механизмы за ненадобностью (например, это касается переправ на Елагин остров).
В Ленинградской области одно время вынашивали проект строительства канала — дублёра Невы. Эта идея то затухает, то вновь возрождается. На этом канале, если его когда–нибудь построят, очевидно, не будет разводных мостов, а значит корабли и прочие суда смогут проходить круглосуточно, без ожидания ночной разводки. Тогда и на Неве мосты можно будет не разводить. Разве что для красоты.

Поделиться: