Учить и развлекать: производителей фильмов для детей поддержали недостаточно

Автор фото: kinopoisk.ru

Даже полное финансирование за счёт бюджета не спасёт российское детское кино от застарелых проблем. Впрочем, и в нынешних условиях независимым студиям удаётся снимать популярные проекты для детей и подростков.

Принятые недавно поправки в федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» позволят авторам художественных фильмов для детей и подростков получить от государства до 100% финансирования. Для этого в закон ввели самостоятельное понятие «фильм для детей и юношества». Такое кино должно быть направлено на воспитание подрастающего поколения, а также соответствовать по тематике, содержанию и художественно–стилистическому решению «физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей».
Сами кинематографисты не уверены, что поправки улучшат ситуацию на рынке фильмов для детей. «ДП» узнал, что думают об этом представители киноиндустрии и кто вообще сейчас снимает детское кино.

Красивый жест

Родион Бельков, кинорежиссёр и генеральный директор кинокомпании «Ермак», считает, что поправки только выглядят красивым жестом, но на деле никак не решат проблем киноиндустрии в целом и детского кино в частности.
«Дело в том, что детское кино (как и всякое другое) и сейчас финансируется из госбюджета. Речь идёт о том, чтобы финансировать 100% сметы кинофильма из госбюджета, потому что сегодня по закону о кинематографии, принятому ещё в 1997 году, государство обеспечивает поддержку кинематографии только в размере 70%. Остальные деньги кинопроизводитель обязан найти сам. Другими словами, если у вас есть деньги, то мы вам добавим», — объясняет он.
По словам режиссёра, у создателей детского кино нет никаких преимуществ. Поэтому то, что государственное финансирование для детского кино теперь будет не 70%, а 100%, — это формальность, которая никак не повлияет на кинопроизводство.
«Гораздо больше отрасли помогло бы другое изменение в законе о кинематографии. Например, если бы было введено фиксированное количество детских фильмов, на которые распределяется финансирование и которые необходимо произвести в год. Тогда министерство культуры распределяло бы деньги с учётом этого требования и результат мы увидели бы в кинотеатрах. Сегодня такого требования нет, об этом с сожалением говорят и сами представители Минкульта. А значит, к примеру, может быть поддержан только один такой фильм», — рассуждает режиссёр.
При этом Родион Бельков опасается, что чиновники будут тотально контролировать процесс кинопроизводства.

Путаница в терминах

Гендиректор петербургской некоммерческой киностудии «Жираф» Ольга Шульгина считает, что пока нет ясности, какое кино считать детским (в законе, впрочем, указано, что детский фильм рассчитан на аудиторию до 18 лет. — Ред.), а какое — семейным. По её словам, нашумевший «Чебурашка» — это классический пример семейного фильма. На подобные картины родители приведут ребёнка за руку. А детское кино должно быть интересно в первую очередь детям.
«У меня ощущение, что сейчас как такового детского кино, в том понимании, каким оно было в советские времена, практически нет. И нужно развивать именно детское кино, а не семейное. Семейное интересно всем — бабушкам, дедушкам, родителям и ребёнку. Это то, что выходит в кинотеатрах на каникулах», — говорит она.
Ольга Шульгина отмечает, что раньше критерии были яснее. Во–первых, главные герои — дети. Во–вторых, такие фильмы должны быть не только развлекательными, но и воспитательными. А возрастная маркировка «0+» сама по себе вовсе не значит, что кино детское.
Киностудия «Жираф» как раз занимается съёмками игровых короткометражек для детей познавательно–обучающего формата. Флагманский проект студии — сериал «Вижу смысл», объясняющий значение трудных литературных выражений. Его начинали снимать для детей с нарушением слуха: в сериях были жестовая речь и субтитры. Сериал распространяли по коррекционным школам для неслышащих детей. Но постепенно он стал интересен школьникам и без проблем со слухом. Сейчас в сериале шесть сезонов и 78 серий. В год команда киностудии снимает 8–10 эпизодов.
Как отметила Ольга Шульгина, около 70% финансирования проекта — президентские гранты и гранты Фонда культурных инициатив. Остальное — спонсорские средства.
Ещё один проект, занимающийся съёмками детского короткометражного кино в Петербурге, — «Киноуроки в школах России и мира». Компания снимает игровое короткометражное кино для детей. Студия «Жираф» сотрудничает с проектом и планирует адаптировать все 45 фильмов «Киноуроков» для неслышащей аудитории.

Стриминги спасают

Режиссёр–постановщик и педагог дополнительного образования факультета кино и телевидения университета «Синергия» Ксения Пчелинцева рассказала «ДП», что существует несколько типов контента, ориентированного на детскую аудиторию: исключительно детское кино (и анимация), семейное кино и подростковое кино.
По словам эксперта, подростковые фильмы снимают и студии, и онлайн–платформы. Например, у сервиса Start есть отдельный раздел, ориентированный на подростков и молодёжь. Это истории о взрослении, которые затрагивают темы конфликтов поколений, первой любви, самореализации, сложности во взаимоотношениях с близкими и обществом, девиантное поведение и поиск истинных смыслов. Такие проекты снимают режиссёры Наталья Мещанинова, Рустам Ильясов, Александр Цой, Александр Хант.
Один из лидеров производства фильмов для более юной аудитории — киностудия им. Горького. Обычно это лёгкие приключенческие истории, затрагивающие и более сложные конфликты. Один из последних проектов — «Чижик–пыжик возвращается».
Как отмечает Ксения Пчелинцева, в целом на платформах раз в несколько месяцев выходят интересные для подростков сериалы, набирающие миллионные просмотры.
«Что касается полнометражных фильмов, достаточно большое количество качественных проектов не доходят до широкого зрителя в силу разных причин. Это и дебютные проекты, и авторские истории, которые затрагивают детскую и подростковую тематику. Зрителями таких проектов становятся посетители кинофестивалей, независимых кинотеатров и т. д.», — говорит эксперт.
Но некоторое детское и подростковое кино всё же доходит до большого экрана. Из недавних примеров — фильм Ильи Хотиненко «Асфальтовое солнце» и картина режиссёра Александра Домогарова (младшего) «Пальма».

Поделиться: