Угольщикам хотят гарантировать ж/д перевозку грузов из Кузбасса на Восток

Угольщикам хотят гарантировать ж/д перевозку грузов из Кузбасса на Восток

  © Тимур Ханов/ПГ

Экспортные перевозки угля на железнодорожном транспорте предлагается осуществлять по принципу «вези или плати» — это должно гарантировать угольным компаниям вывоз их грузов в восточном направлении, а также разгрузить БАМ и Транссиб. Соответствующие поправки к Уставу железнодорожного транспорта планируется рассмотреть в первом чтении в весеннюю сессию Госдумы.

Сейчас закон даёт право отправляющим грузы компаниям добровольно заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. При этом норма не содержит положений о взаимной и соразмерной ответственности грузоотправителей и перевозчиков.

Согласно проекту, грузоотправитель обязуется оплатить за перевозку вне зависимости от того, были ли предъявлены сами грузы. Если груз предъявлен не был из-за непреодолимых обстоятельств, споры с перевозчиком по поводу оплаты будут регулироваться в досудебном порядке. 

Если перевозчик не принимает груз, нарушая договор, на него будет наложен штраф в размере суммы провозных платежей за непринятый объём. Аналогично, если груз не был принят по не зависящей от перевозчика причине, споры подлежат разрешению до суда. 

При отклонении от заявленного объёма груза в 5% санкции как для грузоотправителя, так и для перевозчика не предусмотрены.

Принцип «вези или плати» планируется применять для экспортных перевозок угля с железнодорожных станций, расположенных на территории Кемеровской области — Кузбасса к терминалам пропуска через границу на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах. Объёмы перевозок по договорам «вези или плати» проект устанавливает на три ближайших года.

Первый вице-премьер и председатель совета директоров РЖД Андрей Белоусов ранее пояснял, что новый принцип перевозки угля может помочь разрешить проблему с ограниченностью инфраструктуры Восточного полигона российских железных дорог — БАМа и Транссиба, по которым угольные компании отправляют свою продукцию к портам Дальнего Востока, а оттуда — на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Принцип «вези или плати» должен учитывать условия недискриминационного доступа и баланс интересов всех грузоотправителей, отмечал он.

Применение нового принципа, как отмечается в пояснении к документу, повысит культуру планирования перевозок грузов, позволит осуществлять равномерную загрузку инфраструктуры, а также гарантировать ритмичный и своевременный вывоз заявленного объёма груза.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в январе.

Поделиться: