В России хотят создать команду спасения для «бесхозных» домов

В России хотят создать команду спасения для «бесхозных» домов

  © Тимур Ханов/ПГ

В России может появиться специальный институт «гарантирующих управляющих организаций». Они будут следить за состоянием многоквартирных домов, от которых отказались другие УК и ТСЖ. К таким организациям будут предъявляться особые требования, а ответственность за возможные просчеты в работе они будут нести непосредственно перед руководством города или региона. Соответствующий законопроект планируется отправить на отзыв в Правительство уже в октябре. Об этом «Парламентской газете» сообщил один из авторов инициативы, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев.

Особые требования

По словам Павла Качкаева, «гарантирующие управляющие организации» планируется создать в рамках Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Работать они будут по принципу «гарантирующего поставщика», то есть оказывать свои услуги всем собственникам или же представителям собственников многоквартирных домов, которые захотят к ним обратиться.

«Выбираться такая компания будет на открытом конкурсе, — отмечает политик. — При этом предполагается уделять особое внимание и предъявлять повышенные требования к ее материально-техническому оснащению, уставному капиталу, квалификации сотрудников и так далее».

Еще одна задача «гарантирующих управляющих компаний», поясняет собеседник издания, будет заключаться в том, чтобы подхватывать «бесхозные» дома, то есть такие, где УО нет вообще, а значит, нет надлежащего содержания и ремонта.

«Проблема с такими домами на самом деле стоит очень остро, — отметила в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева. — Их количество исчисляется сотнями тысяч. Как правило, это старые многоквартирные дома или многоквартирные дома в сельской местности. Дело в том, что тарифы на содержание общедомового имущества не всегда экономически обоснованы — зачастую они устанавливаются по принципу «сколько люди смогут заплатить». Поэтому и содержать такие дома управляющим организациям оказывается экономически невыгодно».

Отсюда, констатирует Светлана Разворотнева, порой возникает другая проблема: поддержание «экономически невыгодных» домов муниципалитеты пытаются обеспечить с помощью перекрестного субсидирования.

«Бывает так, что управляющая организация хочет поставить себе на баланс какую-нибудь крупную новостройку, а ей городская администрация намекает, что стоит взять в нагрузку еще и какой-нибудь бесхозный дом, — объясняет парламентарий. — И получается, что этот самый бесхозный дом, по сути, содержится за счет жителей новостройки, что тоже неправильно».

© Тимур Ханов/ПГ

Трудности экономического аспекта

По словам Павла Качкаева, чтобы не допустить подобных ситуаций, «гарантирующим управляющим организациям» выпадающие доходы — ту самую недополученную прибыль, из-за которой УО отказываются от бесхозных домов, — будут компенсировать из городских или региональных бюджетов. Однако, отмечает Светлана Разворотнева, здесь тоже есть нюансы.

«Не у всех регионов есть возможности все это финансировать, — отмечает парламентарий. — Поэтому экономическая сторона идеи, конечно, требует глубокой проработки. Те же регионы, например, выходили к нам с совершенно разными предложениями: например, передавать «гарантирующим управляющим организациям» не бесхозные дома, а наоборот, новостройки. Потому что там есть свои проблемы: обычно в новых домах ставятся аффилированные УО, которые не предъявляют претензий застройщикам за допущенные недочеты, пока не закончится гарантийный период. А как только он кончается — заставляют за все платить жильцов».

Как бы то ни было, на данный момент существует лишь концепция законопроекта, которую предстоит доработать: в частности, помимо экономической модели регламентировать конкурсные положения для отбора компаний, определить четкий круг их обязанностей и так далее. По словам Павла Качкаева, сделать это планируется в сентябре-октябре этого года, после чего законопроект направят на обсуждение в Правительство.

Устойчивое финансирование и устойчивый контроль

Эксперты между тем данную инициативу оценивают положительно.

«На ум прежде всего приходит пример Москвы, где в 2013 году по такому же принципу появилась государственная бюджетная компания «Жилищник», — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» директор ассоциации СРО «МОСЖКХС», эксперт в области жилищно-коммунального хозяйства Дмитрий Девяткин. — Сам процесс ее внедрения, конечно, сопровождался рядом трудностей. В частности, у нас почти одномоментно умерло почти 90 процентов коммерческих управляющих компаний, что означало прежде всего потерю людьми рабочих мест. Но в итоге система работает».

Читайте также:

• Отмену решений фальшивых собраний жильцов хотят упростить • Россиянам могут установить лимиты на дешевое электричество • Цифровизацию ЖКХ предложили оплатить из кошелька граждан

По словам Дмитрия Девяткина, новую систему удалось отладить в том числе за счет устойчивого государственного финансирования и государственного же контроля за деятельностью новообразованных управляющих организаций.

«Поэтому — да, инициатива вполне здравая, — констатирует эксперт. — Единственное, конечно, не хотелось бы, чтобы с созданием гарантирующих управляющих организаций мы совсем утратили конкуренцию со стороны коммерческих структур. Она еще никому и никогда не мешала — и даже государственные инициативы, как показывает практика, при ее наличии зачастую работают лучше».

По данным некоммерческого общественного проекта «МинЖКХ», сейчас в России зарегистрировано 72 800 УО — управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Для сравнения — еще два года назад их было всего около 54 тысяч.

Поделиться: