ФОТО: АГН МОСКВА
Российские школы оборудуют системой видеоаналитики и распознавания лиц. Это позволит фиксировать всех вошедших и вышедших из здания, а также отслеживать, чтобы на едином экзамене ученики не пользовались шпаргалками. Большую часть педагогов обеспечат персональными ноутбуками. А ученики на дистанционном обучении смогут подключаться с персональных устройств к образовательной цифровой платформе… Такие новации содержит проект стандарта «Цифровой школы», разработанный Минпросвещения и Минцифры.
Дистант будут использовать точечно
В России уже создана цифровая образовательная среда, сообщил министр просвещения Сергей Кравцов во время встречи с президентом Владимиром Путиным 12 января. Как пояснил глава Минпросвещения, она включает отечественную социальную сеть для общения школьников, учителей и родителей. Весь контент соответствует госстандартам и проверяется экспертами.
Создание цифровой образовательной среды вовсе не предполагает переход на дистанционное обучение, заверил министр просвещения главу государства, и дистант будет использоваться точечно по мере необходимости, в том числе при ухудшении эпидемобстановки.
Впрочем, цифровые инструменты, как считают в Минпросвещения, всё равно необходимо совершенствовать, а в работе учителя должны использовать новейшие форматы. Это необходимо, чтобы соответствовать уровню школы мирового уровня, ведь именно такая цель обозначена в нацпрограмме «Образование».
Подготовленный Минпросвещения и Минцифрой проект приказа вводит стандарт отечественной «цифровой школы», где, как отмечено, перечислено всё необходимое для обеспечения образовательного процесса в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся. Оснащение школ по такому стандарту позволит использовать инструменты электронного обучения как дополнение к традиционной системе.
Как будет работать система распознавания лиц
Например, документ предполагает установку в учебных заведениях средств видеонаблюдения. «Система видеоаналитики должна позволять в круглосуточном режиме осуществлять мониторинг образовательного процесса, а также осуществлять распознавание лиц, фиксировать количество вошедших и вышедших, контролировать оставленные предметы, скопление людей, дым и огонь»,— говорится в документе, опубликованном на портале проектов нормативных актов.
Предполагается, что она будет интегрирована с инфосистемой биометрических учётов МВД и подобными системами других экстренных служб. Таким образом, можно будет просигнализировать о возгорании или идентифицировать посетителя, состоящего на учёте в полиции. Также система проследит, чтобы школьники не пользовались гаджетами и шпаргалками во время экзаменов.
Читайте также:
• В Рособрнадзоре рассказали, сколько человек сдадут ЕГЭ в дополнительный период • В Минобрнауки разработали проект о минимальных баллах ЕГЭ для поступления • Структуру ЕГЭ по истории, литературе, информатике и ИКТ изменят
При введении нового стандарта принтер, сканер и копир перестанут считаться роскошью для школьного учителя. Этими устройствами, как следует из проекта приказа, должно быть оборудовано каждое рабочее место педагога. Также образовательные организации должны быть оснащены телевизорами с функцией Smart TV и возможностью подключения по Wi-Fi, а также УКФ-проекторами с настенным креплением.
Ноутбук подберут по весу
Новый стандарт предполагает, что для ведения педагогической деятельности не менее 60% учителей будут обеспечены персональным устройством — ноутбуком или планшетом, размер и вес которых позволят пользоваться ими как в образовательной организации, так и за её пределами. В итоге педагог сможет пользоваться электронным журналом, получить доступ к расписанию и отчётности, проводить онлайн-занятия в случае перевода школы на дистанционный формат обучения.
В свою очередь, находящийся на удалённом обучении школьник сможет со своего компьютера или смартфона подключаться к платформе для работы с цифровым образовательным контентом и дистанционно общаться с педагогом.
Как рассчитывают в Минпросвещения, внедрение цифровых технологий позволит сделать образовательный процесс более индивидуальным. Это значит, что школьнику в автоматическом режиме будут предлагаться материалы для восполнения пробелов в знаниях или для углублённого изучения, ранее пояснил министр просвещения в интервью «Российской газете». Кроме того, на платформе будет храниться цифровой портфель достижений каждого школьника, чтобы после окончания школы не собирать бумажные грамоты и сертификаты, представить готовое портфолио в вуз.
За чей счёт построят «Цифровую школу»
В Госдуме поддерживают проект, который, по мнению депутатов, отвечает современным вызовам. По словам зампреда Комитета Госдумы по образованию и науке Ларисы Тутовой, необходимость обеспечить учителей персональными ноутбуками или планшетами назрела уже давно. При этом она считает важным, чтобы это была техника отечественного производства.
Но, как предполагает депутат, одновременно обеспечить всех российских учителей персональными гаджетами не получится исходя из бюджетных ограничений. «В первую очередь, очевидно, планшеты поступят в те школы, где есть доступ к высокоскоростным каналам связи. Однако в течение трех — пяти лет государство в силах обеспечить гаджетами всех учителей, даже в далёких сельских районах», — заявила «Парламентской газете» Лариса Тутова.
«Идея о том, что если уж вводить цифровое образование, то это надо делать на хорошо подготовленной базе с правильными технологиями, — правильная идея», — убеждён первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. По его мнению, обеспечивать персональными ноутбуками учителей следует из федерального бюджета. «Если переложить эти расходы на региональные бюджеты, стандарт выполняться не будет, ведь многие субъекты имеют серьёзные долги», — сказал «Парламентской газете» депутат.
Он отметил, что более подробно проект стандарта «Цифровой школы» законодатели планируют обсудить на одном из «круглых столов», посвящённом вопросам цифрового образования на площадке Госдумы. Основное внимание законодатели уделят реализации предложенных Минпросвещения цифровых стандартов.