Внимание на экран: российские кинотеатры терпят крах

Автор фото: Коньков Сергей

Киноиндустрия оказалась в сложном положении. Но механизмы поддержки отрасли уже разработаны.

На недавно завершившемся Петербургском международном экономическом форуме в числе активно обсуждаемых был вопрос дальнейшего существования российской киноиндустрии. После ухода из России «большой кинопятёрки» положение в отрасли резко изменилось в худшую сторону: в конце апреля Ассоциация владельцев кинотеатров сделала заявление, в котором приводилась весьма драматичная статистика: на середину апреля по всей стране было закрыто 36,4% кинозалов, а совокупные потери, согласно прогнозам, к концу года составят не менее 11,1 млрд рублей.
При этом с марта шли дискуссии о способах поддержки кинотеатров, но в середине мая правительство отказало им в выделении 6,5 млрд рублей. В начале июня чиновники вернулись к обсуждению этой темы: советник президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой сообщил, что министерство культуры и Фонд кино продолжат поиск форм поддержки кинотеатров.

Интернет в помощь

Бизнес–сессия на XXV ПМЭФ «Кинопроизводство в России: новый этап» была организована Roscongress Club и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). В дискуссии участвовали представители правительственных структур, киноиндустриальных ведомств, ведущие российские кинопродюсеры.
Самый болезненный вопрос — необходимость поддержки киноиндустрии государством в ощутимо откорректированной реальности — обсуждали в начале дискуссии. По мнению начальника управления администрации президента РФ по общественным проектам Сергея Новикова, отечественный кинематограф может найти спасение в сотрудничестве с интернет–ресурсами — примерно по той же схеме, по какой в начале нулевых телевидение поддержало кинопроизводство, размещая заказы на сериалы. И добавил, что кинотеатрам стоит самостоятельно разрабатывать варианты поддержки, в готовом виде представляя их государству.
Генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Алексей Гореславский поднял вопрос о качестве контента, который поставляется уже в достаточно внушительном количестве: «Только по нашей линии в прошлом году было около 700 проектов, из них 100 крупных. Какие–то проекты выйдут в конце текущего года, но большинство из них будут отложены на год, полтора или два».
Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов уверен, что дальнейшее развитие возможно, если представители киноиндустрии будут существовать не отдельно друг от друга, а объединяясь. И отметил, что на 2023 год бюджет, который Президентский фонд готов направить на поддержку кино, составит 10 млрд рублей.

Положительный образ офицера

Ещё одной центральной темой разговора о перспективах российского кинематографа ожидаемо оказалась тема патриотизма в широком понимании термина. Так, генеральный директор Фонда военно–патриотического кино (Военкино) Максим Ксензов отметил, что помимо собственно производства фильмов ещё одно направление развития будет состоять в создании «среды, которая будет способствовать продвижению проектов и ценностей, поддерживаемых фондом». Поддержку же планируют оказывать самым разным форматам, но рассчитывать на неё могут те, кто выполнит главное условие — «соответствие проектов патриотическим принципам и корректное отображение образа российского военного». Ксензова поддержала генеральный продюсер кинокомпании «Триикс Медиа» Инесса Юрченко, рассказавшая об опыте создания фильма «Небо» в тесном сотрудничестве с Минобороны и о том, что на сегодня в их производстве ещё четыре проекта, направленных на формирование в массовом сознании положительного образа современного офицера.
Одним из немногих, кто рассказал о практических, а не гипотетических мерах поддержки, был руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин. Столичная мэрия намерена возместить кинотеатрам затраты за показ отечественного контента в размере 100% (за период с 1 января по 31 мая) и 50% (за период с 31 мая до конца года).

Экскурсии по местам киносъёмок

Не забыли и про региональное кинопроизводство. Два года назад государство запустило пилотный проект системы рибейтов — то есть компенсации иностранным кинокомпаниям части затрат на съёмку, совершенных на территории России. Система давно работает во многих странах мира с разной степенью успеха и наконец добралась и до нас. Одна из наиболее заманчивых перспектив — новые рабочие места и последующее развитие территории, где проходили съёмки.
В Новгородской области, по словам её губернатора Андрея Никитина, объём поддержки увеличат в 4 раза, а процент возмещения затрат на съёмки возрастёт с 30 до 40%. Министр культуры Калининградской области Андрей Ермак развил тему, сообщив, что в этом году в его регионе начнутся выплаты рибейтов на производство музыкальных клипов, в следующем — на рекламу и анимацию.

Новые зрители

В целом же тон диалога и настрой его участников выглядели скорее оптимистичными. Например, генеральный директор компании «Леан–М» Владимир Утин полагает, что общий объём кинопроизводства не изменится, поскольку конкуренция за внимание зрителя по–прежнему высока, и что необходимо смотреть в сторону новых рынков, которые интересует российский контент.
Но самым жизнерадостным стоит счесть мнение Александра Акопова, соучредителя и генерального продюсера COSMOS Studio, уверенного, что в киноиндустрии проблем нет, а анимация в настоящее время на пике успеха: «Любое хорошее русское кино — патриотическое. Анимации нужна поддержка, чтобы она осталась на своих текущих позициях за рубежом. Она — наше стратегическое оружие сейчас».

Поделиться: