13:2604 июня 2023
13:2604 июня 2023
Приоритеты и препоны
По словам петербургских законодателей и чиновников, объединивших усилия для регулирования рынка, главная цель в обозримом будущем — создать три региональных реестра с подробными данными обо всех перевозчиках, транспортных средствах (т.с.) и их владельцах, а также службах заказа, получивших разрешение на работу в регионе. Смольный намерен буквально в режиме онлайн контролировать все такси на своей территории, но поскольку Госдума утвердила № 580-ФЗ в декабре 2022-го, денег на создание и ведение этих реестров в бюджете города заранее не предусматривалось.
Глава Комтранса Валентин Енокаев тоже призвал для начала сосредоточиться на учёте: после выхода двух десятков тысяч таксистов из тени, поездки станут безопаснее, рост цен на страховку замедлится, а нелегалов, на которых жалуются петербуржцы (как и недовольства), станет меньше. «Если водитель не знает города, речь идёт, как правило, о совокупности нарушений. Скорее всего, одновременно с этим у него не пройден техосмотр, медкомиссия перед выходом на линию, нет лицензии… Следовательно, устанавливая контроль, мы ликвидируем большую часть нарушений. Сейчас прорабатываем техническое задание на собственную информационную систему. До её создания правительство Петербурга будет пользоваться федеральной системой с усечённым функционалом. А если аттестация в дальнейшем всё же возникнет, как необходимость, мы имеем полное право её установить», — подчеркнул председатель комитета по транспорту.
Марш недовольных
Большинство споров вызвали положения о расцветке авто и аргументов в пользу белоснежных машин такси с жёлтыми магнитными полосами по бокам оказалось несколько. Белый — не только самый дешёвый и популярный на первичном и вторичном рынках цвет, но и более заметный в транспортном потоке. Последний фактор, вкупе с ужесточением требований к участникам рынка и их т.с., должен дополнительно упростить работу полиции и сократить число ДТП. Согласно последним подсчётам ЦБ, основанным на статистике выплат по ОСАГО в 2018–2021 годах, таксисты попадают в аварии в 7,6 раза чаще, чем водители обычных легковушек, а значит их нужно «подсветить» для других участников дорожного движения.
Председатель московского АНО «Общественный Совет по развитию такси» Ирина Зарипова обращает внимание, что в Пермском крае, где норму по цвету ввели в сентябре 2022 года, к концу декабря в реестре действующих разрешений числилось 5182 автомобиля, а сейчас только 3238. Сильнее всего количество новых лицензий сократится среди самозанятых, для большинства из которых частный извоз — приятный бонус к зарплате, а не основной источник дохода, ради которого они будут массово перекрашивать личный транспорт. Поэтапный переход на такси минимум пятого экологического класса к осени 2026 года, многие тоже посчитали излишним. В частности, депутат Александр Рассудов (КПРФ) напомнил, что в прошлом году «АвтоВАЗ» выпустил всего 180 тыс. автомобилей, из которых половина — LADA Granta от Euro-0 до Евро2.
Предложения и опасения
Хотя концептуальная основа законопроекта останется прежней, поправки к следующему чтению всё же будут. Например, депутат Ирина Иванова (КПРФ) предложила не распространять требование «класс Euro-3 и выше» на отечественные автомобили, а Марина Шишкина с сожалением указала, что законопроект не стимулирует развитие рынка таксоперевозок. Негативное влияние оказывают и внешние факторы: санкционное давление, нехватка и дороговизна комплектующих, дефицит и удорожание новых авто.
По оценкам Дмитрия Коваленко, с 1 сентября стоимость длинных поездок на такси может возрасти на 30%, а коротких — в два раза, при этом последние будут становиться всё реже. В отличие от других субъектов, Москва и Петербург готовы перейти на новые правила работы с реестрами, но теперь, когда агрегаторов могут отключить даже за незначительные нарушения, волнений по поводу переходного этапа довольно много. Особенно если учитывать, что через службы такси в Петербурге ежедневно проходят сотни тысяч заказов.
Плюс на минус
Несмотря на опасения, в целом службы заказа «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и «Таксовичкоф», обсуждавшие законопроект в рабочей группе с депутатами ЗакСа и чиновниками Смольного, положительно оценивают предстоящие изменения, связанные с давно назревшей необходимостью отраслевого регулирования. Однако административной и законодательной работы ещё много. Все собеседники «ДП» положительно оценили норму о 12-часовой смене для таксистов, но указали на нехватку медицинских пунктов (в том числе — автоматических круглосуточных станций), точек для техосмотра и отдельных парковок. Также депутаты предложили отменить пятилетние лицензии для агрегаторов в Петербурге и снизить процент по отчислениям, чтобы таксисты зарабатывали больше.
К тому же, согласно ФЗ о такси, в отношении высокоавтоматизированных т.с. могут устанавливать специальное регулирование, если их владельцы являются участниками ЭПР в сфере цифровых инноваций (№ 258-ФЗ). «Судя по всему, в этом случае водитель может сказать, что не обязан выполнять требования регионального законодательства о единой колористике», — допускает юрист. А если требования о цвете не будут распространяться на такси бизнес-класса, которые ЗакС решил отнести к заказным перевозкам, это неизбежно вызовет вопросы о равноправии перевозчиков, говорит Андрей Иванюженко.
«Сейчас от 11 до 15% таксопарков работают под чужими учётными записями. Из-за путаницы в документах им сложно получить банковское финансирование, пройти классическую скоринговую модель банка. Работа такого же реестра такси в Москве за 2 года благоприятно повлияла на местный рынок и смогла вывести таксопарки из «серой зоны», — отмечает СЕО и сооснователь финтех-компании IVITECH Артём Москалёв. — Кроме того, сейчас появляются способы альтернативного финансирования, когда таксопарки могут пройти независимую оценку и получить кредит в том числе на адаптацию к новым требованиям государства. Сейчас не все регионы обладают достаточными техническими ресурсами для оперативного создания и ведения трёх реестров, поэтому на полную реализацию законопроекта может потребоваться дополнительное субсидирование, но пример столицы доказывает, что адаптацию смогут пройти все перевозчики Петербурга, и со временем трудности разрешатся».