
Для снабжения провиантом людей в труднодоступных поселениях используют даже парашюты, помогающие в целости и сохранности спустить мешки с картошкой, которые сбрасывают с бортов Ан-2. Но такой способ экономичным не назовешь, поэтому по заданию якутских властей в местном конструкторском бюро разработали специальный дрон грузоподъемностью до тонны и дальностью полета около тысячи километров. Десять таких дронов помогли бы Якутии закрыть проблемы с доставкой съестных припасов в любую отдаленную точку. Об этом 10 мая «Парламентской газете» сообщил председатель правительства республики Саха (Якутия) Андрей Тарасенко после заседания Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации.
Стратегическая зона
Обеспечение национальных интересов в Арктике сегодня является важной стратегической задачей, выполнение которой сопряжено и с обеспечением национальной безопасности. На сегодня здесь создана уникальная система преференций, предполагающая административную и финансовую поддержку, напомнила вице-спикер Совфеда Галина Карелова.
По последним данным, на Крайнем Севере зарегистрировано около шестисот резидентов, планируется привлечь более 800 миллиардов рублей инвестиций и создать 23 тысячи новых рабочих мест. И всем этим людям нужно обеспечить высокое качество жизни не в отдаленной перспективе, а уже сейчас.
Для этого, отметила сенатор, в Арктической зоне медицинскую помощь для населения делают более доступной, а образование — более качественным, попутно создают условия для развития жилищного строительства и формирования комфортной и безопасной среды. Особое внимание уделяют оздоровлению детей.
В то же время повышение инвестиционной активности требует соответствующего развития транспортно-логистического комплекса, уточнила Карелова. Сейчас, по ее словам, ведется активная работа по развитию Северного морского пути «в качестве конкурентоспособной на мировом рынке транспортной национальной коммуникации России».

Галина Карелова
Это позволит решить проблемы и с северным завозом продуктов и горючего на отдаленные территории. К примеру, в Якутии, где предлагают построить глубоководный порт в Тикси. Пока его нет, продукты в республику завозят в основном железной дорогой или транспортными самолетами, а затем развозят по населенным пунктам малой авиацией. Но иногда ту же картошку в мешках приходится сбрасывать с Ан-2 на парашютах, что не очень эффективно, учитывая расходы на горючее.
Дрон, разработанный в Якутии, способен поднимать тонну груза и переносить ее на тысячу километров. Как пояснил Андрей Тарасенко, чтобы закрыть проблемы с доставкой республике, понадобятся десять таких летательных аппаратов, которые стоят, в общем-то, не очень дорого — всего 2,5 миллиона рублей.
Самолеты помощнее
Но дроны не панацея. В северных широтах авиация нужна помощнее и покрепче. Поэтому сенаторы предложили Минпромторгу ускорить производство и сертификацию воздушных судов, предназначенных для эксплуатации в арктических условиях. Речь идет о самолетах Ил-114-300, ТВСР-44 «Ладога», Ми-171 А2/А3, ЛМС-901 «Байкал».
Для комплексного социально-экономического развития арктических территорий, по мнению сенаторов, предстоит решить целый ряд организационных, управленческих и правовых задач. Для этого профильным комитетам Госдумы и Совета Федерации предложено уделять приоритетное внимание инициативам, связанным с регулированием завоза продукции в районы Крайнего Севера.
Кроме того, в решении Совета сенаторы отметили необходимость совершенствования порядка выявления и оценки объектов накопленного вреда на Севере, а также их ликвидации. При этом парламентарии считают важным создать государственную систему мониторинга состояния многолетней мерзлоты.
Правительству парламентарии рекомендовали ускорить доработку и принятие правовых актов, которые помогут развивать жилищную, энергетическую и социальную инфраструктуру закрытых административно-территориальных образований Мурманской области.
Также кабмину необходимо рассмотреть вопрос о преимущественном использовании морских портов, расположенных в Арктической зоне, для отправления грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
