Сидеть, бояться: как пугали в кино 100 лет назад и сейчас

Сидеть, бояться: как пугали в кино 100 лет назад и сейчас

Кадр из фильма «Астрал: Глава 2»Сидеть, бояться: как пугали в кино 100 лет назад и сейчас

Ольга Распопова. Cто лет назад, в 1920 году, вышел один из первых полнометражных фильмов ужасов — «Кабинет доктора Калигари». Пятница, 13-е — самое время разобраться в том, какими способами нам внушают страх с экрана, почему у фильмов ужасов столько поклонников и как получилось, что в Советском Союзе долгое время был только один хоррор.

От страшного до смешного один кадр

Пересматривать классические комедии и мелодрамы приятно, а вот у фильмов ужасов «срок годности» короткий. За редким исключением стареют они довольно быстро, и то, от чего у зрителей в 50-х и даже 90-х зашкаливал адреналин, нам кажется нелепым.

Монстры у каждой эпохи свои — коллективные страхи эволюционируют. На смену Кинг-Конгу пришли зеленые человечки, тех вытеснили демоны, потом на экранах долгое время орудовали серийные маньяки. А затем выяснилось, что самые страшные тараканы — вообще у нас в голове.

«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер можно считать первым фильмом ужасов: в зале возникла паника, люди выбегали, с грохотом опрокидывая стулья. Таким воздействием на аудиторию сегодня не может похвастаться ни один хоррор.

Но официально первым ужастиком в истории кинематографа считается французская короткометражка «Замок дьявола» 1896 года. Современного зрителя история о плясках дьявола с помощником у бутафорского котла, скорее, рассмешит. Впрочем, один из главных выразительных средств хорроров — звук — тогда еще не изобрели.

Бу-у-у и тишина

Первая страшная лента со звуком появилось в 1928 году — это американская картина «Террор». Интересно, что сама картина утрачена, а вот отдельно записанная звуковая дорожка сохранилась. С тех пор саундтрек в хорроре всегда играл особую роль.

«Сегодня, несмотря на технические возможности, создатели большинства ужастиков возвращаются к классике — симфоническому оркестру. Оказалось, что никакое другое звучание не пробирает зрителя настолько», — рассказывает Николай Скачков, куратор курса «Композитор в кино» и автор музыки недавнего российского хоррора «Яга. Кошмар темного леса».

Одно время в моде были синтезаторы: они, например, звучат в культовом кино «Пятница, 13-е» (1980) о маньяке-убийце в маске, но сейчас кажутся очень олдскульными.

Скачков отмечает, что в последнее время наметилась другая тенденция: к «пугалкам», основным моментам хоррора, вместо музыки подводят тишиной — так гораздо страшнее.

Век психоделии в кино

Собственные демоны из головы гораздо опаснее выдуманных. Ровно сто лет назад в Германии сняли фильм «Кабинет доктора Калигари», который считается первой лентой, передающей на экране состояние безумия.

После успеха «Калигари» Германия еще долго лидировала в этом жанре, но потом пришли нацисты, а тоталитарным режимам хорроры не нужны.

Однако добавляет, что все же отличных фильмов, которые умеют напугать зрителя, было немало: готический триллер «Дикая охота короля Стаха» и зловещая экранизация «Десять негритят», экстравагантный «Господин оформитель» и мистическая драма «Пьющие кровь» по мотивам «Упыря» Алексея Толстого.

Как Франкенштейн встретил Фредди Крюгера

В Америке в 40-е жанр настолько изжил себя, что студии выпускали пародии на свои же фильмы: «Франкенштейн встречает человека-волка», «Эббот и Костелло встречают Человека-невидимку».

В 80-х выходят классические фильмы ужасов: слэшеры «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13-е». Главный герой — одинокий маньяк-психопат. В 90-е ужастики вновь были в кризисе, от которого оправились только в нулевые.

Фильмы ужасов никого не оставляют равнодушными: их или любят, или ненавидят. Причем среди поклонников такого кино приняты совместные просмотры — вечера horror movies, ведь пугаться компанией гораздо веселее.

Психолог и преподаватель Виктория Дубинская отмечает, что любителей фильмов ужасов нельзя считать инфантильными. И дело не только в желании получить дозу адреналина, заряжающую энергией — «пощекотать в себе жизнь, но безопасно». Таким образом вытесняется множество страхов.

Кинокритик Егор Москвитин советует искать в интернете все фильмы ужасов из «полуночных» программ двух североамериканских фестивалей — «Санденса» и Торонто. «В них всегда собирают самые артхаусные ужастики, которые обладают не только пугающим (хотел сказать: «слабительным»), но и психотерапевтическим эффектом».

Из новинок он рекомендует шведский хоррор «Коко-ди Коко-да»: «В нем и без того мощную психологическую драму о семье, переживающей трагедию (чистый Бергман!), украшает мистика в духе даже не «Твин Пикса», а «Мастера и Маргариты». Этот фильм абсолютно заслужил свою славу».

Поделиться: